• Чего делают варежки. Перчатки без пальцев – стильные спортивные и красивые кружевные, теплые вязаные и модные кожаные. Виды и модные модели

    31.05.2022

    Варежки (англ. mitten) – вязаные рукавицы с отделением для большого пальца.

    Варежки являются разновидностью рукавиц и отличаются от них способом изготовления: варежки – это всегда вязаный .

    История варежек

    Первые варежки предположительно датируются первым тысячелетием нашей эры. Они были обнаружены археологами на территории Латвии. В этой стране женщины вязали варежки для всей семьи и подходили к этому процессу творчески. Каждая пара предназначалась определенному человеку и имела уникальный узор и цвет, которые были призваны нести магическую силу и оберегать владельца от всех невзгод. Праздничные варежки вязали в ярких, контрастных тонах. На повседневных моделях орнаменты были более простыми, а оттенки – приглушенными. Преимущественно использовались черный, серый и белый цвета.

    Варежки обязательно входили в приданое каждой латвийской девушки. Чем оно было богаче, тем больше красивых и теплых пар можно было найти в ее сундуке. Варежки считались отличным подарком и часто передавались по наследству.Молодые девушки вязали варежки для понравившихся им молодых людей, о чем повествуют сохранившиеся народные песни и сказания. Мужчины с гордостью носили такие подарки. С комплимента варежкам могло начинаться знакомство, завязывался разговор.

    Русские варежки

    Мастерство вязания на спицах пришло в Россию из Скандинавии, где возникло еще в эпоху викингов. Вязанию учили девушек с самого детства, чтобы к моменту замужества они успели приготовить себе достойное приданое.

    На Руси первое упоминание о варежках относится к XIII веку, но считается, что в крестьянском быту они появились гораздо раньше. Крестьянам, работавшим в любую погоду, была необходима практичная, непромокаемая одежда, поэтому они надевали варежки под кожаные рукавицы.

    Традиционно варежки делились на мужские, женские и детские. Последние отличались особой яркостью и многоцветностью. Мужские варежки для повседневной работы чаще всего были однотонными и свободными, чтобы при необходимости их можно было легко сбросить с руки.

    Чаще всего варежки вязали из овечьей шерсти и называли вязанками. У варежек также было много названий, зависящих от их назначения: даренки, исподки, свиданки и другие. Знатные дворяне и бояре долгое время носили одежду с очень длинными рукавами, защищающими руки от холода. Когда мода на длинные рукава прошла, у них также возникла потребность в варежках. Модели для знати расшивали дорогими нитями, украшали нарядными орнаментами.

    Узоры на варежках на Руси, как и в Латвии, носили сакральный смысл. Самыми распространенными были орнаменты с птицами, ромбами, треугольниками, звездами и полосками. Варежки со сложными сочетаниями таких узоров использовались как обереги и традиционно передавались от матери к дочери.

    Варежки машинного производства

    В 1589 году в истории вязания произошла революция: Уильям Ли (англ. William Lee) , английский приходской священник из Кальвертона, сконструировал первый вязальный станок. Новая технология позволила наладить массовое производство вязаных вещей по всей Европе и частично вытеснила ручное вязание.


    Современные варежки

    Современные варежки отличаются большим разнообразием моделей и расцветок. Кроме традиционных моделей, в настоящее время выпускаются:

    • варежки для двоих (с одной варежкой, предназначенной для двух ладоней)
    • модели в форме животных, чаще всего мишек и кошек
    • варежки из флиса, выполненные в форме кошачьих лапок
    • модели, совмещенные с митенками, где отделение для четырех пальцев надевается по принципу капюшона.

    Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран.

    Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.
    В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.

    На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку - работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы.

    Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!

    Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

    Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.

    В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные, они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы, .т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.

    В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

    У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.

    Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.
    Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.

    Значение элементов орнамента на русских варежках

    Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце.

    Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.

    На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.

    Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами. Обычно надевалось несколько пар: сначала вязаные, а затем меховые - мехом наружу. По праздникам надевали цветные варежки с узором. В будни дни - однотонные.

    Узоры на варежках, впрочем, были разные: узоры-обереги с птицами, крестами, треугольниками и звёздами, узоры-ромбы, символизирующие солнце, добро, счастье, узоры-цепочки из ромбов, означающие защиту от тёмных сил.

    Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы звёзды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета.

    Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

    Традиция украшения предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, правда, частично утеряв обереговый смысл узоров.

    Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

    Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

    Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце - символ света и животворения.

    Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический(птицы, звери, насекомые), природный(волны), тератологический(фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.

    Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,"звезда"), так и бесконечными (например, волнистая линия). Конечный орнамент создаёт ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия её владельцу.

    Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.

    Цветовая палитра узоров русских варежек

    При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.

    Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.

    Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым(с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.

    Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро распространившись по Европе, машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание. Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.

    Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег, который зимой всегда со мной!


    Варежки обязательно входили в приданое каждой латвийской девушки. Чем оно было богаче, тем больше красивых и теплых пар можно было найти в ее сундуке. Варежки считались отличным подарком и часто передавались по наследству.Молодые девушки вязали варежки для понравившихся им молодых людей, о чем повествуют сохранившиеся народные песни и сказания. Мужчины с гордостью носили такие подарки. С комплимента варежкам могло начинаться знакомство, завязывался разговор.

    Русские варежки Мастерство вязания на спицах пришло в Россию из Скандинавии, где возникло еще в эпоху викингов. Вязанию учили девушек с самого детства, чтобы к моменту замужества они успели приготовить себе достойное приданое.

    На Руси первое упоминание о варежках относится к XIII веку, но считается, что в крестьянском быту они появились гораздо раньше. Крестьянам, работавшим в любую погоду, была необходима практичная, непромокаемая одежда , поэтому они надевали варежки под кожаные рукавицы.

    Традиционно варежки делились на мужские, женские и детские. Последние отличались особой яркостью и многоцветностью. Мужские варежки для повседневной работы чаще всего были однотонными и свободными, чтобы при необходимости их можно было легко сбросить с руки.

    Чаще всего варежки вязали из овечьей шерсти и называли вязанками. У варежек также было много названий, зависящих от их назначения: даренки, исподки, свиданки и другие. Знатные дворяне и бояре долгое время носили одежду с очень длинными рукавами, защищающими руки от холода. Когда мода на длинные рукава прошла, у них также возникла потребность в варежках. Модели для знати расшивали дорогими нитями, украшали нарядными орнаментами.

    Узоры на варежках на Руси, как и в Латвии, носили сакральный смысл. Самыми распространенными были орнаменты с птицами, ромбами, треугольниками, звездами и полосками. Варежки со сложными сочетаниями таких узоров использовались как обереги и традиционно передавались от матери к дочери.

    История появления
    На Руси рукавицы известны с 13 века. Они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки. Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные. В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные,они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки . Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.
    В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев.Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

    У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки , варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать свое мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причем все изделия должны были быть с разными орнаментами.


    Трудно сказать точно, кто и когда придумал первую рукавицу. Можно утверждать лишь то, что случилось это не на юге, а на севере. Взял один умный житель каменного века кусочек звериной шкуры и смастерил мешочки для рук - защиту от холода. Кроме того, в «прабабушках» современных рукавиц было удобнее держать тяжелые орудия труда. Потом появился другой сообразительный человек, который додумался сделать в мешочке отделение для большого пальца. Так же тепло, но гораздо удобнее работать. На Руси первое упоминание о варежках и рукавицах в среде городских жителей относится к XIII веку, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче. Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки . Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки. Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием:ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце. Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины. На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье , вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами. Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами.

    Значение элементов орнамента на русских варежках
    Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звезды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги,переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета. Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определенный смысл, был условным,но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей. Традиция украшения предметов быта.одежды узорами,несущими обереговую функцию,существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров. Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посередке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного. Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продленными сторонами защищал от проказ темных сил, имнно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

    Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться.Крест - символ огня и солнца."Вязаное" солнце - символ света и животворения. Самый распространенный после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы:стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический (птицы,звери,насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания. Мотивы орнаментов могут быть как конечными, так и бесконечными. Конечный орнамент создает ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "веревочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия ее владельцу. Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
    Цветовая палитра узоров русских варежек . При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще и цвета поскромнее: черный , серый , белый . Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелнные, черно-желтые, черно-красные. Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов. Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зеленого и красного, желтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи. Колорит более ранних изделий был охристо-желтым, красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений. Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания.Довольно быстро распространившись по Европе,машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание.Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия. Несмотря на это прелесть ручной работы остается, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом все больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души.

    Какие варежки носили наши предки?
    Трудно сказать с достоверной точностью, когда и на какой земле родился тот человек, который придумал первую рукавицу: взял звериную шкуру и смастерил из нее теплые мешочки для рук. Время не сохранило имени другого смекалистого человека, который внес свою лепту в эту нехитрую историю: выделил из теплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним пальцем. Тепло, как и раньше, а работать сподручнее. Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздного времяпрепровождения. Иначе их и выдумывать было, по правде говоря, незачем. Обходились же бояре на Руси в самые свирепые морозы без всяких рукавиц: опустил рукава шубы до подола, подбил изнутри для тепла мехом - вот и вся забота. Им ведь нет нужды лишний раз руки на холод выставлять.

    Придумали и сшили рукавички люди простые, трудовые. А вслед за простым людом, стали носить рукавицы богатые да знатные: ничего не скажешь, удобнее, чем длинные рукава. Только были те рукавицы куда как богато разукрашены: сафьяновые, орлы и звери низаны жемчугом, промеж трав зерна жемчужные. Так и повелось у славянских и северных народов, что всякое сословие для холодной поры свои рукавицы имело. Шили их большей часть из сукна, кожи иногда из меха (овечьего и козлиного), а на севере - из оленьего, собачьего, волчьего, медвежьего, шерстью вверх). В лютые морозы носили длинные, кожаные, почти до локтей, а вниз поддевали еще короткие шерстяные "валишки", или валяные рукавицы. Называли рукавицы в разных местах земли русской по-разному: где рукавки, где кожанки, а где мохнатки или шубницы. Рукавицы вязались из овечьей шерсти, именовались вязанки или варежки - это слово дошло и до наших дней. Во многих губерниях делали рукавицы на продажу: кожаными славились Вятская и Владимирская земли, Западная Сибирь. Вязаными варежками - Нижегородская, Владимирская губернии. Особенно затейливые узоры украшали рукавицы северян, тех, кто жил на Поморье, на берегах рек Пинега, Мезень, Печора. Не уступали им варежки , сделанные руками белорусов, эстонцев, народов коми.Только в 19 веке пришли в русскую деревню заморские рукавицы, в которых каждый палец - перст, как тогда говорили, - свое особое помещение имел. Их прозвали "рукавицами-перщатами", перстанницами, персчатками и носили в основном по торжественным случаям. История русской рукавицы - доброй помощницы в работе - проста и бесхитростна. Куда более причудлива история ее аристократической родственницы - перчатки , идущая чуть ли не от времен египетских фараонов. Не случайно рукавицы да варежки продавали на пестрых базарах и ярмарках, а - в модных лавках. Рукавица грела, защищала, помогала. Тогда как перчатка украшала, представляла, свидетельствовала. Никто с гневным вызовом не бросал рукавицу в лицо сопернику. Ее не роняли случайно и не поднимали, с трепетом, вдыхая аромат духов. Никому не пришло в голову ввести в моду бальные варежки или заменить традиционные белые перчатки - чопорное дополнение официального парадного мундира - на белые рукавицы. Что только не выделывала мода с перчаткой, а скромница рукавица какой была, такой и осталась. И носили рукавицу больше, и работы она никакой не чуралась. И все же жалеть нашу милую варежку не стоит, потому что у этой истории, как у всех историй про золушек, добрый конец. Пришли и к варежке любовь и признание. Современную моду особенно привлекают рукоделие и вязание. Сегодня, как никогда, ценит мода овчинные полушубки, расписные платки, северные мохнатые унты , грубошерстные носки , пуховые шали - то от чего исходит аромат народного искусства, что врастает корнями в наше прошлое, в национальные традиции и обычаи. Не на последнем месте в этом перечне варежки да рукавицы.


    Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее


    Варежки были обязательной принадлежностью крестьянской одежды


    На Руси рукавицы известны с 13 века


    Существуют также рукавицы созданные специально для военных, где помимо отделения для большого пальца, есть отделение для указательного пальца (чтобы было возможно нажимать спусковой крючок, не снимая варежек)


    Варежки часто являются неотъемлемой частью национальных костюмов северных народов


    Варежки делились на мужские и женские


    Обычно вяжутся из шерсти, но могут быть изготовлены из кожи, трикотажа и других материалов и их комбинаций


    Варежки более эффективно сохраняют тепло рук, чем перчатки , так как по отдельности пальцы быстро замерзают


    В варежках есть два отделения: одно для большого пальца, а другое - для всех остальных пальцев


    Варежки или рукавицы - предмет зимней одежды для кистей рук

    Варежки машинного производства

    В 1589 году в истории вязания произошла революция: Уильям Ли (англ. William Lee) , английский приходской священник из Кальвертона, сконструировал первый вязальный станок. Новая технология позволила наладить массовое производство вязаных вещей по всей Европе и частично вытеснила ручное вязание.


    Современные варежки

    Современные варежки отличаются большим разнообразием моделей и расцветок. Кроме традиционных моделей, в настоящее время выпускаются:

    Варианты варежек

    «Валеги» - валеные рукавицы.

    Варежка – тёплая (обычно вязаная) рукавица. Есть разные версии происхождения этого слова. По одной из них, слово "варежка" и его неуменьшительный вариант "варега" связаны со словом "варяг" и означают "варяжские рукавицы" (Варягами на Руси называли выходцев из Скандинавии. В древнескандинавском языке varingr, voeringr идёт от var - "верность, порука, обет", то есть "варяги" – это "союзники, члены корпорации"). Другие исследователи считают, что слова "вареги" и " варежки " производятся от древнерусского глагола "варити", "варовати", употреблявшегося в значении "охранять, защищать". Ещё одна версия основывается на том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и тёплыми, отсюда "варежки" – это "варёные рукавицы" (по названию процесса: "варить" – "кипятить").
    Вачега – грубая рабочая рукавица.
    Верхонки – верхняя рукавица из плотной ткани.
    Голицы – кожаные рукавицы, не обшитые тканью, не имеющие меха. Надевались на голую руку, сами были «голые», холодные.
    Деяница – вязаная шерстяная исподняя рукавица.
    Исподки – варежки с длинной резинкой.
    Камошницы –рукавицы из камасов (камас – шкура с оленьих ног)
    «Катанки» - катаные рукавицы.
    Меховушки – шились мехом внутрь.
    Митенки (накулачники) – длинные узкие перчатки без пальцев

    Варежки-митенки – практичная модель, сочетающая в себе перчатки без пальцев и накидной колпак, создающий эффект привычной рукавицы.
    Мохнатки – меховые, мехом наружу
    Надолонки – верхние рабочие рукавицы, которые имели на ладонной части кожаную нашивку.
    Перчатки – перстатые или перстяные рукавицы, рукавицы с пальцами.
    Плетеницы – плелись (названия, связанные с процессом изготовления).
    Постовка – рукавица, связанная по-особому: двупалая – для большого и указательного пальца.
    Ровдужницы – верхние рукавицы из ровдуги (ровдуга – выделанная оленья шкура)
    Рукавицы . Это слово состоит из двух корней: рука , второй известен в глаголе вить . Рукавица означает «обвивающая руку».

    Виды рабочих рукавиц

    Современные рабочие рукавицы изготавливаются из высокопрочных материалов, стойких к различным температурам и способных обезопасить кожу под ними. Важно помнить, что для каждого вида работ изготавливаются специальные рукавицы, зачастую с наличием покрытия на поверхности, которое препятствует нежелательному скольжению или просачиванию ядовитых веществ. Рассмотрим их некоторые виды.

    Хлопчатобумажные рукавицы с покрытием ПВХ

    Такие часто используются при проведении любых строительных и ремонтных работ, связанных с постоянным контактом кожи рук с вредными веществами и острыми либо другими опасными предметами. Также они могут быть использованы при проведении любых дачных или огородных работ, связанных с посевом, удобрением или облагораживанием различных культур.

    Такого вида отличатся прочной структурой ткани и обязательным покрытием, которое может быть полным или точечным. Используя данные рукавицы можно без труда переносить скользкие детали и предметы, измазанные маслом или мазутом. Их покрытие препятствует нежелательному скольжению, а прочный материал не допускает контакта маслянистых веществ с кожей рук.

    Зачастую они изготавливаются из чистого хлопка, а в других случаях в добавляется полиэстер . Такие изделия достаточно долговечны, однако срок их службы, все же, зависит от среды их использования. Так, при аккуратном обращении и при проведении только домашних или дачных работ, срок их службы может быть увеличен. Еще один плюс таких перчаток – изготовление из натуральных компонентов, не вызывающих аллергических реакций и раздражений.

    Хлопчатобумажное волокно обеспечивает коже рук необходимую циркуляцию воздуха, также защищает ее от холода и аллергических проявлений. А покрытие из поливинилхлорида препятствует скольжению предметов при их захвате, что продлевает срок службы изделия и защищает руки работника от механических повреждений.

    Если вы планируете выполнять точную работу, которая требует высокую чувствительность пальцев, тогда используйте небольшой толщины. А вот для травмоопасных и грубых работ лучше всего подойдут плотные изделия, на тыльной стороне которых будет добавлена полиэфирная нить, которая увеличит срок эксплуатации перчаток.

    Рукавицы из брезента

    Брезентовую ткань широко используют в швейной индустрии. Из неё изготавливают специальные укрытия промышленного и бытового предназначения, шьют спецодежду. По своему составу является хлопчатобумажной льняной или джутовой тканью, которая характеризуется высокой плотностью и водонепроницаемостью. При этом изделия из брезента хорошо пропускают воздух и испарения.

    Универсальными считаются рукавицы из брезента. Они имеют широкую область применения. Как защитное средство их можно использовать на строительных площадках, в складских и промышленных помещениях, при ремонтных работах. В силу своей надёжности идеально подходит для защиты рук во время проведения различных работ. Изделия из такого материала способны уберечь кожу рук от всех типов механических воздействий. Для тех, у кого есть дачный участок, также рекомендуется купить брезентовые рукавицы. Они станут незаменимым помощником для садовых работ.

    Существует несколько видов изделий, для пошива которых используется брезентовая ткань. В ассортименте представлены трёхпалые брезентовые, суконные и спилковые рукавицы с брезентовыми наладонниками .

    Рукавицы с одним наладонником подходят для работ с материалами из кирпича и металла. Изделия с двойным наладонником обладают большей защитной способностью и используются в основном во время сварочных работ. Брезентовые защитные с хлопчатобумажной тканью препятствуют натиранию рук во время работы с арматурой, металлическими изделиями. Благодаря тому, что такие изделия имеют брезентовый наладонник, они весьма практичны, имеют долгий срок службы и, к тому же, хорошо пропускают воздух.

    Рабочие перчатки из латекса

    Многие строители сталкиваются с проблемой контакта кожи рук и гашеной извести, пагубно на них влияющей и вызывающей различные осложнения и всяческие травмы. Поэтому в строительных работах часто применяются рабочие рукавицы, изготовленные из латекса. Такие рукавицы хорошо защищают кожу и от других вредных едких веществ, широко применяющихся в строительстве: силикатов, растворителей, цементных растворов. Используя такую защиту для рук можно работать с кабельной и мыловаренной продукцией. Важно помнить, что латексные нельзя использовать при работе с нефтяными продуктами, мазутом и другими воспламеняющимися веществами, которые могут вступить с материалом в реакцию и вызвать ожог.

    Перчатки из неопрена

    Неопреновые изделия часто используются химиками и инженерами при проведении работ, связанных с постоянным контактом с химическими и едкими растворами и жидкостями. Такие рукавицы могут защитить руки от воздействия на кожу различных видов кислот, вследствие своей устойчивости к их составу. Широко используются на производстве лаков и красок, в строительстве, в изготовлении противоморозной защиты, в производстве ацетоносодержащих растворов и едких масел, а также при изготовлении удобрений, имеющих в своем составе азот.

    Спилковые перчатки

    Такие изделия являются одними из самых популярных строительных защитных атрибутов и защищают ладони при проведении погрузочных, строительных или других видов тяжелых физических работ. Изготавливаются они из спилка, который является грубым и прочным кожевенным материалом, стойким к механическим повреждениям и ударам. Спилок получается путем обработки и отслоения натуральной животной кожи, потому лучше всего защищает руки при работе с тяжелыми предметами.

    Краги

    Так могут называться любые защитные перчатки , длина которых позволяет защитить максимальную площадь руки. Изготавливаются они из различных материалов, в зависимости от их последующего использования. Самые распространенные материалы – и спилок . Часто такими рукавицами пользуются сварщики, чтобы уберечь кожу рук от попадания огненных искр.

    В зависимости от количества пальцев они бывают однопалые, трехпалые и пятипалые. Наиболее экономичным вариантом являются однопалые, однако они используются только для сварки электродом. А вот пятипалые краги являются самыми дорогими и ими можно выполнять любой тип сварки. Трехпалые рукавицы являются промежуточным вариантом в отношении стоимости и области использования. Они надежно защитят ваши руки при проведении аргонодуговых сварочных работ либо же при работе полуавтоматическим сварочным аппаратом, когда необходимо выполнять манипуляции с горелкой.

    Все рабочие перчатки , изготовленные из какого-либо защитного материала, могут отличаться и степенью своего утепления. Для проведения работ в зимний период часто используются брезентовые или спилковые изделия, утепленные изнутри, для более комфортного проведения ремонтных или других видов работ. Зачастую они утепляются ватином, который не только помогает защитить кожу рук от воздействия низких температур, но и значительно смягчает удары или другие негативные воздействия, имеющие место быть при проведении строительных работ. Главное, что любые рабочие рукавицы отличаются своей низкой стоимостью, позволяющей не экономить на собственной безопасности во время выполнения любых опасных работ.

    Примеры рабочих рукавиц

    Рукавицы и краги брезентовые

    Рукавицы и краги из парусины полульняной (брезента) с огнеупорной, водоотталкивающей пропиткой. Отлично подходят для проведения сварочных работ.

    Рукавицы утеплённые (зимние) на ватине или искусственном меху для защиты рук от низких температур

    Рукавицы комбинированные с основой из хлопчатобумажных тканей (двунитка, саржа , палатка , диагональ , смесовка и др.) для защиты от механических истираний (Ми) с накладками из хлопчатобумажных тканей (х/б), винилискожи ( ПВХ нанесением), парусины полульняной (брезента) и др. Подходят для самых разнообразных видов работ.

    Задать вопрос

    Показать все отзывы 0

    Многие, наверное, обращали внимание в магазинах одежды на перчатки с обрезанными пальцами. Они бывают разных видов и из разного материала: красивые кружевные и кожаные, шерстяные и выполненные из сеточки. Но каково их назначение не всем понятно, ведь руки они не особо согреют, зачем тогда такие носить? Ниже мы хотим рассказать про перчатки без пальцев: как называются, где используются и в чем разница. Чтобы вы знали, нужны ли вам такие или лучше купить обычные.

    Одежда для кистей рук

    Перчатки с обрезанными пальчиками или митенки (где свое отверстие имеет только большой палец) и гловелетты (где у каждого пальчика свое отверстие) - вовсе не изобретение современных модельеров. Когда точно они появились ‒ не скажет никто, но первые упоминания встречаются в начале 19 века. Тогда их использовали крестьяне для работы в холодное время на улице.

    Однако позже митенки стали носить французские модницы из высшего общества. Выполнялись они для этих целей из тонкого кружева или из шелка. Дамы украшали ими запястья, выходя на торжественный прием, или во время повседневных прогулок. Это оказалось очень удобным, ведь можно было не снимать любимых колечек.

    В 80-х годах 20 века гловелетты вошли в моду панк и рок движения, так как в них удобно играть на различных музыкальных инструментах. Неотъемлемым атрибутом тогда они были и у байкеров.

    Сегодня же митенки и гловелетты вновь возвращаются, их носят девушки, желающие выглядеть стильно, спортсмены, военные и туристы. Современные дизайнеры несколько разнообразие модельный ряд и теперь митенки бывают трех видов:

    1. Обычные без пальцев;
    2. С пристегивающейся варежкой;
    3. Без отделения для ладоней и пальцев - «Трубы».

    Ну а уж материал, длина и цвет - самые разнообразные, в зависимости от назначения.

    Гловелетты для спорта

    • Мотогонщики и велосипедисты для обеспечения удобного захвата руля и фиксации запястья жестким манжетном на случай падения. Также они спасают руки во время заездов в плохую погоду;
    • Борцы смешанных боевых искусств для защиты кулаков. Это некая альтернатива боксерским перчаткам, называются они шингарты . На них имеются специальные пластиковые или резиновые накладки, чтобы смягчить удар и лучше защитить кисть. Особенно в области суставов. Шингарты быстро приобрели популярность среди борцов, так как позволяют сохранить двигательные способности кисти, но при этом хорошо защищают ее;
    • Люди, занимающиеся фитнесом . Использование гловелеттов здесь кажется необязательным. Но даже работая в спортивном зале можно легко повредить руку. Активные силовые нагрузки приводят к образованию мозолей, трещин и царапин на ладонях. В них может легко попасть грязь и тогда начнется воспаление. Именно от этого и призваны защищать перчатки. Для этих целей подойдут обычные модели без накладок и вставок, главное, чтобы они хорошо держались на руке.

    Важно уметь выбрать подходящее изделие, иначе оно будет натирать или сваливаться и уже не сможет полноценно выполнять свои функции.

    Выбирать перчатки лучше в магазине, где их можно примерить. Прежде всего, обратите внимание на качество пошива . Если это кожа или кожзаменитель, нужно оценить целостность модели. Дело в том, что чем больше кусочков сшито между собой, тем вероятнее, что они разойдутся по швам. Отдавайте предпочтение вещи, сделанной из одного-двух кусков. Ведь она будет сидеть плотно на кисти, плюс нагрузки от эксплуатации - может быстро развалиться буквально на части.

    И обязательно убедитесь, есть ли на митенках специальные отверстия или сеточка для вентиляции. Если нет, ладони будут здорово потеть.

    Если вы решили сделать покупку через интернет, определитесь с размером. Для этого нужно измерить окружность ладони доминирующей руки (обычно это правая). Возьмите портняжный сантиметр и обхватите им ладонь по кругу в самом широком месте (вокруг косточек), результат сравните с таблицей:

    Обхват ладони (см)

    Российский размер

    Европейский размер

    Снимая мерки, плотно приложите портняжную ленту, но не сдавливайте руку.

    Кожаные перчатки без пальцев

    Кожаные модели носят водители автомобилей, мотоциклов и велосипедов, либо люди, придерживающиеся определенного стиля в одежде. Их не наденешь под кружевное платье или деловой костюм, это изделия для повседневного, спортивного или уличного использования.

    Приобретая их в магазине, помните, что после стирки они могут сесть. Поэтому, примеряя, надо выбрать те, что будут держаться на руке чуть свободно.

    В чем преимущество этих моделей?

    • Они сделаны из натуральных материалов. Это может быть кожа коровы, свиньи или ягненка;
    • В сырую погоду не промокают, в холодную хорошо держат тепло, особенно, если имеют дополнительный утеплитель;
    • Подходят спортсменам-тяжелоатлетам, так как позволяют ладоням не скользить при поднятии тяжелых штанг;
    • Гораздо прочнее остальных моделей. Их тяжело порвать, зацепив о гвоздь, дольше не теряют форму.

    Современные модельеры научились делать крайне элегантные кожаные митенки для девушек. Их украшают стразами, бантиками и цветами. Такие можно надеть под шубу или дубленку.

    Тактические перчатки без пальцев

    И отдельный вид - гловелетты тактические . Они подходят для использования военными, ученными или туристами. Производители этих моделей обычно не задумываются о цвете и дизайне изделия, их больше волнует прочность материала, его водостойкость и теплоизоляция. Цвет же берут либо обычный черный, либо камуфляжный.

    Эти изделия хорошо защищают руки в любых условиях, одновременно позволяя работать с походным оборудованием, оружием и снаряжением открытыми пальцами. Купить их можно в специальных туристических магазинах, военторгах и туристических отделах.

    Итак, теперь вы знаете практически все про перчатки без пальцев: как называются, где используются и как выбрать. Этот аксессуар одежды имеет универсальное назначение и подходит как девушкам для выхода на бал, так и борцам или военным. Пожалуй, такой практичностью может похвастаться не всякая вещь, поэтому митенки и гловелетты пользуются сегодня огромной популярностью.

    Видео: распаковка перчаток без пальцев

    В этом ролике Андрей Матросов покажет, как выглядят гловлетты, заказанные на aliexpress:

    История варежек в России насчитывает уже немало веков. Считается, что варежки на Руси появились в 13 веке. Но скорее всего это произошло гораздо раньше, просто пользовались ими до 13 века только крестьяне.

    Как вы думаете, почему дворяне и бояре не пользовались рукавицами? А все потому, что их одежды имели очень длинные рукава, в которых они прятали руки от холода. Одежда с такими рукавами была неудобна для работы, поэтому и появилась поговорка: работать спустя рукава, значит очень плохо.

    Однако у русских царей в те времена были перчатки, которые назывались перстатые рукавицы. Их перчатки обычно были на меху.

    Откуда же появилось это слово - «варежка»? Оно происходит от словосочетания «варяжская рукавица». Наверное, варежки пришли к нам от варягов. Помните кто такие варяги? Правильно, это выходцы из скандинавских стран.

    Хотя, может быть, слово «варежка» произошло от глагола «варити», «варовати», что значит «охранять», «защищать».

    Или все-таки оно произошло от другого глагола «вареги», то есть «варить», потому что в былые времена шерстяные рукавички сначала вязали, а потом проваривали в кипятке, чтобы те стали плотнее и теплее.

    Названий у варежек было очень много: вязанки, плетенки, связни, рукавки - их обычно вязали; катанки, валянки - вы, наверное, уже догадались, что их валяли, как и валенки. Из меха шили - шубницы, мохнатки и мохнашки.

    Постепенно происходило разделение понятий. Рукавицами называли то, что шилось из меха или ткани. А варежки стали только вязаные.

    Однако мода сменилась, рукава стали короче. Нужно было защищать руки от холода и высшее сословие тоже стало пользоваться рукавицами и варежками. Но их рукавицы стали очень сильно отличаться от крестьянских. Они были богаче и наряднее. Варежки у господ были из парчи, бархата и сафьяна, их украшали бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем. Эти рукавички представляли собой настоящие шедевры, которые передавались из поколения в поколение по наследству.

    Варежки обычно различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались без резинки, чтобы в них было комфортно работать и запросто скинуть с руки для перекура или пот утереть. Женские варежки были наряднее и миниатюрнее, разноцветные и с узорами.

    На Руси, как правило, носили несколько пар рукавиц одновременно: сначала одевали вязаные («исподочки»), потом меховые (мохнатки). А для того, чтобы работать, сверху надевали еще кожаные рукавицы, холщовые или из конского волоса. В будние дни исподочки одевали однотонные, а по праздникам многоцветные с узорами.

    В 19 веке в моду вошли митенки (их еще называли накулачники) - длинные узкие перчатки без пальцев. Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых хлопковых ниток и носили по большим праздникам. Но в 20 веке мода на них уже прошла. Однако мастерицы валяльщицы до сих пор валяют митенки из шерсти для любителей ретро стиля.

    По старинному русскому обычаю, перед свадьбой невеста должна была изготовить (кроме шитья свадебного наряда) для всех членов семьи жениха узорные рукавицы и чулки. Причем на всех изделиях должны были быть разные орнаменты.

    Кстати техника вязания варежек на спицах пришла в Россию из Скандинавии. В скандинавских странах обычно вязали мужчины. У нас же это искусство освоили женщины, причем учились они этому с раннего возраста, чтобы успеть подготовить приданое к свадьбе.

    Узорное вязание из шерсти - одно из немногих женских занятий довольно широко распространенное и поныне. Однако нас интересуют лишь те вязаные изделия, которые выполнены в местных традициях. Известный архитектор-реставратор, прекрасный знаток псковской старины, К.П. Спегальский в послевоенное время создал целую серию рисунков с традиционными узорами псковских варежек. Это было время, когда на Псковском рынке еще можно было купить глиняные игрушки, ручную керамику, мебель. Из традиционных видов вязания из шерсти сохранились только варежки. Мастерицы на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры вязания. Каждая мастерица знает с детства большое число рисунков, которые сама еще варьирует в каждой вещи. Узоры на варежках столь же значительны, как все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери и пока сохранившиеся на теплых шерстяных «вязанках» псковских мастериц.

    Дополнительная информация по тел. 72-84-08 (отдел производственной литературы ПОУНБ).

    г. Псков, ул. Профсоюзная, д. 2, каб. 26.

    Пономаренко Елена Борисовна,
    ведущий библиотекарь
    отдела производственной литературы
    Псковской областной универсальной научной библиотеки

    Похожие статьи