• В какой гостинице погиб сергей есенин. Почему умер Сергей Есенин? Почему есенин повесился в 30

    30.07.2022

    Револьд БАНЧУКОВ (Германия)

    МИФЫ О СМЕРТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

    Известно, что за последние годы авторами многочисленных газетных и журнальных публикаций, рассчитанных на шумную сенсацию и саморекламу, официальная версия о самоубийстве Сергея Есенина отвергнута: мол, поэт в последние месяцы 1925 года был абсолютно здоров, никаких оснований кончать жизнь самоубийством у него не было, убили его "враги" - власть предержащие и чекисты.

    Поэт национал-патриотического толка Иван Лысцов (журнал "Молодая гвардия", 1990, #10) в статье "Убийство поэта" пишет о том, "насколько важно для антирусского аппарата в тот период было физическое устранение Есенина", и далее следует сноска о подавляющем количестве лиц еврейской национальности, "стоящих на вершине советской иерархии в 1917-25 годах". Теперь все понятно: евреи убили Есенина, Троцкий был вдохновителем убийства поэта, а друг Есенина Вольф Эрлих ("по моему личному предположению" - так "аргументирует" свою "версию" И.Лысцов) в этом преступном деле был "наводчиком".

    "Точкой отсчета" для этой и других публикаций стала статья бывшего полковника МВД Эдуарда Хлысталова "Тайна гостиницы "Англетер" (журнал "Москва", 1989, #7), включенная - в уже дополненном варианте - в книгу "Любовь и смерть Сергея Есенина", выпущенную в Москве в 1992 году издательством "Дефант".

    Именно хлысталовские "материалы" легли в основу всех статей - "версий" о гибели Есенина, которые при наличии своих вымыслов и своих домыслов сходятся в главном: мол, Есенин был сначала избит (по утверждению некоторых "исследователей" - убит), а потом, истекающий кровью, был подвешен к трубе парового отопления в пятом номере ленинградской гостиницы "Англетер".

    Валентин Сорокин (журнал "Смена", 1993, #12) "уточняет": дескать, убийцы планировали (откуда это ему известно?!) вынести тело из номера, опустить его со второго этажа в кузов грузовика. Чуть ли не с достоверностью очевидца Сорокин продолжает: "Но окно не открывалось настолько, насколько необходимо, и убийцы, торопясь, разыграли вариант повешения..." Планы убийц, грузовик, окно - какая сильная фантазия у слабого поэта В.Сорокина!
    И еще одна откровенная выдумка Сорокина: "Литератор Устинов, пообещавший рассказать о гибели Есенина, наутро был найден опочившим". Писатель и журналист Г.Ф.Устинов, стало быть, умер 29 декабря 1925 года. Да нет, господин Сорокин, это все могло произойти только в вашем воспаленном воображении, ибо Устинов трагически ушел из жизни (но по своей воле!) в 1932 году.

    Но поэтесса и автор статей о поэзии Наталья Сидорина (журнал "Слово": "В мире книг", 1989, #10), поддержав "версию" Э.Хлысталова об убийстве Есенина, сообщила (сравните с цитатой из статьи В.Сорокина!), что Устинова нашли в петле на следующий день после того, как он пообещал в частной беседе (с кем?) рассказать о последних часах Есенина. Статья Н.Сидориной легла в основу ее сценария фильма о Есенине ("Меня хотят убить") и книги "Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина", выпущенной московским издательством "Классика плюс" накануне 100-летия со дня рождения поэта. Как видим, тема убийства поэта поставлена, как говорят, "на поток".

    В 1995 году вышла тенденциозная и антисемитская книга небезызвестного Станислава Куняева "Сергей Есенин", многие "факты" которой не выдерживают проверки на точность и объективность. Приведу несколько примеров.

    З.Н.Райх, бывшую жену Есенина, впоследствии - жену В.З.Мейерхольда (помните, в "Письме к женщине": "Живете вы / С серьезным, умным мужем..."), убили в 1939 году. Какими же двумя словами начинается один из фрагментов в куняевской книге: "Ходили слухи, что незадолго перед этим она в нервозном состоянии на людях обещала рассказать какую-то правду о смерти Есенина".

    Оказывается, и мать поэта "что-то" знала. Что она могла знать, несчастная женщина?

    А вот и намек еще на одну "версию" ухода Есенина из жизни: поэт Лазарь Берман, то ли работавший, то ли сотрудничавший с ЧК, 27 декабря заходил к Есенину. Заходил ли? Не читал я об этом ничего, а слежу я за литературой о Есенине более сорока лет. Но если и заходил, то что из этого?
    В этом же духе в доронинском МХАТе поставлен спектакль "Версия "Англетер" - о том, как чекисты убили Есенина. "Версию" об убийстве поэта поддерживают В.Белов и В.Распутин - литераторы, позиции которых по целому ряду вопросов демократическая общественность решительно отвергает. Удивляет и бездоказательное утверждение Владимира Солоухина, что Есенин "был убит" ("Литгазета", 4 окт. 1995 г.). Но этого показалось Солоухину мало: "Блок отравлен. Короленко отравлен". Мистика какая-то!

    Новая всеобъемлющая экспертиза патологоанатомического заключения о смерти Есенина категорически опровергает возможность насильственной смерти. Работала специальная комиссия, членам которой дали возможность ознакомиться с рядом документов бывшего КГБ.
    Я мог бы привести десятки цитат, доказывающих, что в последние два года жизни поэта тема смерти властвует в есенинской поэзии, но это сделала за меня Галина Шипулина в статье "Мифы о смерти С.А.Есенина": "Нами отмечено около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С.Есенина, из них более трети приходится на последние два года (соответственно 296 и 101), причем в половине этих последних стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве" (журнал "Литературный Азербайджан", 1990, #11). И все же я приведу несколько примеров:

    1924
    Захочешь лечь,
    Но видишь не постель,
    А узкий гроб
    И - что тебя хоронят.

    Себя усопшего
    В гробу я вижу...
    .....................................
    А я пойду один к неведомым пределам,
    Душой бунтующей навеки присмирев.

    1925
    Дайте мне на родине любимой,
    Все любя, спокойно умереть.
    .................................................
    Под низким траурным забором
    Лежать придется так же мне.
    ....................................................
    Любимые! Ну что ж! Ну что ж!
    Я видел вас и видел землю,
    И эту гробовую дрожь
    Как ласку новую приемлю.
    Не надо быть психиатром, чтобы сделать заключение: это - болезнь. У поэта было немало проявлений психического расстройства, несколько раз попадал он в психиатрическую клинику. Его известные строки:
    Не храпи, запоздалая тройка!
    Наша жизнь пронеслась без следа.
    Может, завтра больничная койка
    Успокоит меня навсегда - были написаны еще в конце 1923 года в больнице на Полянке. К концу 1925 года Есенин тяжело заболел и почти месяц (после этого, не долечившись, поэт поедет из Москвы в Ленинград!) находился в психиатрической клинике у известного психиатра Ганнушкина. В преддверье 100-летнего есенинского юбилея 95-летняя Надежда Давыдовна Вольпин1 в беседе с журналистом радио "Свобода" Марком Дейчем сказала, что по поведению Есенина, по поступкам, по разговорам его она знала, что он покончит жизнь самоубийством, только не знала, когда это произойдет.

    В июне 1925 года он сказал Софье Толстой - еще невесте: "А умереть я все-таки умру. И очень скоро". Анна Изряднова, первая, неофициальная, жена поэта, мать его сына Юрия, вспоминала: "...Видела его незадолго до смерти. Сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: "Что? Почему?" - говорит: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру". Просил не баловать, беречь сына".

    Тяжелое пристрастие к алкоголю2, боязнь одиночества, мания преследования3 вконец измотали силы поэта. Его сознание подтачивало чувство того, что он теряет талант, былую метафоричность, блеск импровизации. Поэт Сергей Городецкий в своих воспоминаниях о Есенине согласился со словами Анатолия Мариенгофа: "Если Сергей решил уйти, значит, он как-то усомнился в своих творческих силах". Свидетельствует Вольф Эрлих: "Он смотрит на всех глазами, полными безысходного горя, ибо нет человека, который бы лучше его понимал, где кончается поэзия и где начинаются только стихи".

    Об этом же писал в стихах на смерть Есенина Иосиф Уткин:
    Бунтующий и шалый,
    Ты выкипел до дна.
    Кому ж нужны бокалы,
    Бокалы без вина?

    Уже где-то с 1921 года в поэзию Есенина вошли мотивы увядания: "О, моя утраченная свежесть, / Буйство глаз и половодье чувств!"; "Отцвела моя белая липа..."; "Отговорила роща золотая..."; "Уже ты стал немного отцветать..."; "Потеряла тальянка голос, / Разучилась вести разговор" и т.п.
    И на самом деле были лишены прежней есенинской силы многие произведения последних лет: и "Песнь о великом походе", и "Баллада о двадцати шести", и "Поэма о 36", и "Русь уходящая", и даже поэма "Анна Снегина", в которой картины революции в деревне оставили равнодушными и читателей, и критиков (за полгода - ни одного отзыва!). Повторяющиеся дважды строфы (их начало: "Когда-то у той вон калитки / Мне было шестнадцать лет...") - совсем иное дело. Это - поэзия.

    А такие стихи, как "Я полон дум об индустрийной мощи, / Я слышу голос человечьих сил", "Я тем завидую, / Кто жизнь провел в бою, / Кто защищал великую идею", "За знамя вольности / И светлого труда / Готов идти хоть до Ламанша", только отталкивали взыскательных читателей от поэта - автора таких шедевров, как "Не жалею, не зову, не плачу...", "Заметался пожар голубой...", "Письмо к матери", "Отговорила роща золотая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!..", "Собаке Качалова" и др...

    Кроме того, поэтом овладел ужас от увиденного в родных краях: "Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы понять... Конец всему" (из воспоминаний М.Бабенчикова). Трудно с таким настроением ярко, художественно воспевать социалистическую действительность, разлад с которой начался еще в "Сорокоусте" (1920):
    Черт бы взял тебя, скверный гость!
    Наша песня с тобой не сживется -
    и продолжался пусть не в цельных текстах, но в отдельных строках разных стихотворений: "На стенке календарный Ленин. / Здесь жизнь сестер, / Сестер, а не моя..." ("Возвращение на родину"); "Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я словно иностранец" ("Русь Советская"); "Но и все же, новью той теснимый..." ("Жизнь - обман с чарующей тоскою...").

    Правда, насчет гонений поэт по меньшей мере сгустил краски. В.Катаев пишет, что Есенин "был любимцем правительства"; приведу цитату из книги Владислава Ходасевича "Некрополь", вышедшей в 1976 году в Париже: "Всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян. Относительно же Есенина был только отдан в 1924 году приказ по милиции - доставлять в участок для вытрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода"; в Баку Есенина окружили заботой и вниманием руководители компартии Азербайджана С.М.Киров и П.И.Чагин. Киров даже поручил Чагину поселить Есенина на одной из лучших бывших ханских дач с огромным садом, фонтанами и всяческими восточными затейливостями, что создало бы "иллюзии Персии в Баку": летом 1925 года поэт работал над "Персидскими мотивами".

    А о современности хороших, добротных стихов, кроме, пожалуй, "Руси Советской", у Есенина не было, ибо поэт "не мог до конца понять свое время и оттого мучился" (С.Т.Коненков). Помните строки из "Письма к женщине": "С того и мучаюсь, что не пойму - / Куда несет нас рок событий".
    И хотя Есенин писал:
    Приемлю все.
    Как есть все принимаю, -
    его сокровенные симпатии были на стороне деревенского люда, деревни, на которую молодое пролетарское государство обрушило шквал ненависти и которую поэт-ортодокс Безыменский призывал раздавить "ударом фабричной пяты". Вот почему есенинское противопоставление "избяной Руси" "железному городу" оборачивалось неприятием "преобразования" деревни на социалистический лад. Вот почему Есенин остался "поэтом золотой бревенчатой избы". Так что разлад с действительностью - еще одна из причин ухода Есенина из жизни.

    Этой действительности поэт был чужд:
    Ты Есенина читаешь,
    Грустью увлекаешься,
    Жизнь ты сволочью ругаешь,
    Сам глупцом являешься.
    Такую частушку сложили сельские комсомольцы, которые Есенина не читали, не пели - у них были иные кумиры:
    С горы идет крестьянский комсомол,
    И под гармонику, наяривая рьяно,
    Поют частушки Бедного Демьяна,4
    Веселым криком оглашая дол.
    Вот так страна!
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен?
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

    Разлад с эпохой, с потенциальным массовым читателем - это ли не трагедия для настоящего художника слова?
    Но главный корень зла, главная причина ухода Есенина из жизни - болезнь. Илья Ильич Шнейдер, близкий Есенину и Айседоре Дункан человек, автор книги "Встречи с Есениным. Воспоминания" (1974), в конце 70-х годов побывавший в Харькове, сказал мне: "Есенин был очень больным и глубоко несчастным человеком".

    Есенин хотел вырваться из заколдованного круга болей и сомнений и начать в Ленинграде новую жизнь (он привез с собой не только все свои вещи, но и рукописи, сборники, записи) - не получилось...

    В заключение мне бы хотелось высказать такое предположение: Есенин фатально шел к своей неминуемой гибели, но причиной того, что произошло именно в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года, стала нелепая случайность.

    В Ленинграде жил поэт Вольф Эрлих, который, как утверждают (доказательств нет!) авторы некоторых "версий", был капитаном НКВД и был "приставлен" к Есенину, чтобы следить за ним. В.Эрлих родился в 1902 году. В 1917 году ему было 15 лет. До 1925 года жил у всех на виду в Ленинграде, был в группе ленинградских имажинистов, печатался, жил литературным трудом. Когда же и где 23-летний молодой человек успел стать капитаном НКВД?! Видимо, сочинители этих слухов "слышали звон": уже в 30-е годы В.Эрлих служил на границе, впоследствии стал командиром запаса погранвойск. Осенью 1937 года был репрессирован, расстрелян 24 ноября этого же злосчастного года.

    Есенина и Эрлиха связывала добрая и нежная дружба, о которой Эрлих напишет в своей изданной в Ленинграде в 1930 году книжечке "Право на песнь", посвященной его московским и ленинградских встречам с Сергеем Есениным. Но Есенин, видимо, захотел проверить своего друга, как проверил до этого Устинову Елизавету Алексеевну, жившую в "Англетере" с мужем Г.Ф.Устиновым - приятелем Есенина (ее он ласково называл "тетей"): выходит на балкон в их номере, говорит, что выбросится вниз, и смотрит, как "тетя" реагирует на это. Ведь у Есенина была своего рода мания: нет у него друзей, довериться некому. А.Вронский вспоминал, как Есенин в Баку рыдал у него на коленях: "Нет ни друзей, ни близких..."

    Для Эрлиха, как я думаю, Есенин придумал другую форму проверки. На рассвете 27 декабря Есенину не спалось. Строки, обращенные к Эрлиху, сами выплывали из туманного сознания, но как их записать: в номере чернил не было5.

    Тогда Есенин бритвой делает три неглубоких пореза на левой руке и кровью пишет прощальные восемь строк:
    До свиданья, друг мой, до свиданья.
    Милый мой, ты у меня в груди.
    Предназначенное расставанье
    Обещает встречу впереди.
    До свиданья, друг мой, без руки и слова,
    Не грусти и не печаль бровей, -
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.

    Часов в девять утра Эрлих пришел в номер Есенина, где к этому времени уже находилась Е.Устинова, которая в воспоминаниях "Четыре дня Сергея Александровича Есенина" напишет:
    "Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.

    Эрлих потянулся за листком, но Есенин его остановил: "Потом прочтешь, не надо!"
    Через некоторое время Эрлих ушел: видимо, был занят квартирными делами Есенина, поручившего ему найти большую квартиру для него и Устиновых. Дома Эрлих переоделся, пиджак снял. О листочке он забыл! Вспомнит о нем лишь на следующий день, когда Есенина уже не будет в живых. В книге "Право на песнь" есть такие слова покаяния: "И наконец, пусть он простит мне наибольшую мою вину перед ним, которую он не знал, а я - знаю".
    Можно представить себе ход мыслей Есенина: Эрлих дома или где-то прочел стихи на листочке, понял, что его друг хочет уйти из жизни6 и не поспешил, не рванулся сюда; значит, не друг он мне...

    Все эти четыре дня, по несколько раз в день, он читает свою страшную поэму "Черный человек", которую мог написать великий, но больной поэт:
    Друг мой, друг мой,
    Я очень и очень болен!
    Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
    То ли ветер свистит
    Над пустым и безлюдным полем,
    То ль, как рощу в сентябрь,
    Осыпает мозги алкоголь.

    Читал он "Черного человека" и в последний день своей жизни. Представляю себе внешне не выдаваемые растерянность и мучения поэта, не понимающего, почему Эрлих никак не отреагировал на прощальные восемь строк, чувствую, как дрожит голос поэта, когда он читает именно эти строки из "Черного человека":
    Я один у окошка,
    Ни гостя, ни друга не жду
    ............................................
    Никого со мной нет.
    Я один.

    "Я один". Эрлих и Устинова ушли7. Еще не было восьми часов вечера. Около десяти часов Есенин спустился к портье с просьбой: никого в номер не пускать. О чем думал поэт между восьмью и десятью часами? И Эрлих подвел, и Клюев тоже хорош. В пятницу я был у него, в субботу, вчера, он у меня был, разговор в последнюю встречу перерос в ссору, но договорились, что он, мой друг и первый учитель в поэзии, придет сегодня. Не пришел. А Эрлих-то, Эрлих... Значит, правильно я писал: "Среди живых я друга не имею". И еще это: "И нет за гробом ни жены, ни друга". О чем еще мог думать Сергей? Кто знает...

    1 Н.Д.Вольпин - поэтесса, переводчица, воспитала сына Есенина Александра Сергеевича Вольпина-Есенина - ныне известного ученого-математика, одного из организаторов правозащитного движения 60-70-х годов. В 1972 году под давлением властей был вынужден эмигрировать. В настоящее время живет и работает в Бостоне (США). Выпустил за границей книгу стихов. Назад
    2 "В последние дни своего трагического существования Есенин был человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли - вторая, третья, четвертая, пятая" (А.Мариенгоф). Назад
    3 "Несомненно, он болел манией преследования. Он боялся одиночества. И еще передают - и это проверено, - что в гостинице "Англетер", перед своей смертью, он боялся оставаться в номере. По вечерам и ночью, прежде чем зайти в номер, он подолгу оставался и одиноко сидел в вестибюле" (А.Воронский). Назад
    4 Сколько иронии в этой инверсии: не Демьяна Бедного, а Бедного (бедного!) Демьяна. Отношение Есенина к этому глашатаю коммунистических идей в поэзии было однозначно негативным:
    Я вам не кенар!
    Я поэт!
    И не чета каким-то там Демьянам...
    5 Помните строки Маяковского из стихотворения "Сергею Есенину":
    Может,
    окажись
    чернила в "Англетере",
    вены
    резать
    не было б причины.
    6 В книге "Сергей Есенин" С.Куняев задает риторический вопрос: мол, эти восемь строк - "предупреждение о возможном расставании с жизнью"? И отвечает: "Да ни в коем случае!" Назад
    7 В воспоминаниях Нины Гариной (сентябрьский номер журнала "Звезда" за 1995 год) утверждается: дескать, вечер и ночь (?!) Есенин и Устинов были вместе, пили, и между ними, скорее всего, произошла ссора, ставшая причиной самоубийства Есенина. Еще одна "версия"!
    А вот самая последняя "версия", принадлежащая Виктору Кузнецову (газета "Совершенно секретно", 1998, 19, стр. 22-23): Есенин в "Англетере" не останавливался, сразу же по прибытии в Ленинград поэт был арестован, доставлен в следственный изолятор, там он допрашивается, до смерти избивается, его тело тайно переносят в пятый номер "Англетера", где и имитируется самоубийство поэта. А все, кто якобы видел поэта в "Англетере", - все без исключения (?!) - секретные сотрудники ГПУ.

    Трудно удержаться от соблазна процитировать Владимира Высоцкого: "Я ненавижу сплетни в виде версий..."


    Поделиться в социальных сетях!

    Имя: Сергей Есенин (Sergey Yesenin)

    Возраст: 30 лет

    Место рождения: Константиново, Рязанская область

    Место смерти: Санкт-Петербург, СССР

    Деятельность: поэт - лирик

    Семейное положение: был в разводе

    Биография

    Великий певец русской природы Сергей Есенин, наверное, смог бы написать ещё больше прекрасных поэтических произведений, проникнутых любовью к России, если бы не ранний уход из жизни.

    Детские годы, семья поэта

    Сергей Есенин родился в Рязанском селе Константиново. Семья не была образованной и богатой. Крестьянский быт многодетной семьи запомнил поэт на всю жизнь. И тёмным пятном в его биографии бедная семья никогда не была. Кроме Серёжи, который был единственным сыном, Есенины Александр и Татьяна воспитывали ещё двух дочерей. Мальчика отдали в земское училище, а потом в церковно-приходскую школу.

    Школу Сергей окончил, почти сразу принял решение уйти из дома и отправился в столицу. В Москве устроился работать в мясную лавку, а потом нашёл место в типографии. Раньше можно было получить образование в качестве вольнослушателя. Есенин поступил, используя этот шанс, на историко-философское университетское отделение.

    На пути к творчеству, стихи

    Есенин продолжал свою работу, посещал кружок Сурикова, где собирались поэты и музыканты. Первые стихи начинающего рифмоплёта публиковались в журнале для детей. Вскоре поэту посчастливилось прибыть в Петроград. Он сразу же показал свои работы Александру Блоку. С 1916 года Сергей попадает по призыву на военную службу в санитарный поезд императрицы Александры. Этот период сделал творца стихов знаменитым, как поэта, так как он продолжал создавать свои произведения и даже читал их государыне.


    Есенин ищет себя в поэзии, посещает разные места: Средняя Азия, Урал, места в округе Оренбурга. Везде поэт читает свои стихи и имеет большой успех у публики. Ташкент, Самарканд гордится своими чайханами, в которых довелось побывать великому поэту.

    Личная жизнь


    У Есенина первый брак был гражданским. Он познакомился на работе в типографии с корректором Анной Изрядновой . Женщина родила от поэта сына Юрия. Прожили они вместе недолго, так как Сергей увлёкся актрисой Зинаидой Райх . Они сыграли свадьбу в гостинице, а свидетелями на бракосочетании были простые крестьяне с купеческим сыном во главе. Родились дочь Таня, которая продолжила литературную стезю отца, став писательницей, и сын Костя. Сыну тоже передалось умение владеть пером, хотя профессия у него инженер по строительству. Поэта от ухода из семьи не удержали даже дети.


    Поэт обещал заботиться о сыне и дочери, подал на развод и ушёл. Детей усыновил второй муж Зинаиды Мейерхольд. Поэт живёт в доме своей секретарши Бениславской пять лет, потом женится на С. Толстой.

    Однажды поэт повстречал свою любовь. Его пленила танцовщица Айседора Дункан , они ходили на свидания друг к другу полгода и решили пожениться. Не говоря на одном языке, влюблённые понимали друг друга. У молодой пары было свадебное путешествие по странам Европы: они посетили Германию, Францию, Бельгию, Италию и Соединённые Штаты Америки. По возвращению из такой продолжительной поездки супруги расстались.


    Вернувшись в столицу, Есенин снова знакомится с актрисой Миклашевской, которая на время вдохновляет его на написание красивых поэтических строк. Редко с кем поэт встречался больше года, он часто заводил новые знакомства. Следующей возлюбленной стала поэт и переводчица Надежда Вольпин. Она родила стихотворцу сына Александра, который сейчас стал математиком и жив-здоров до сегодняшних дней.


    И опять через год очередного гражданского брака поэт официально женится на Софье Толстой. Лев Николаевич Толстой приходился ей родным дедом. Счастливым этот брак не был, скорее Сергей чувствовал себя одиноким. Но супруга многое сохранила из личных вещей поэта, она издала все произведения мужа, написала о нём воспоминания.

    Другая деятельность поэта

    Кроме сочинительства Есенин занимается изданием книг и их продажей. Для этих целей он арендовал книжную лавку. Путешествия так и остались самым главным увлечением поэта. Три раза был на Кавказе, часто посещал Петербург, в родном Константиново был 7 раз. Бродил по улочкам Азербайджана. В местах, в которых побывал поэт, открыты музеи или установлены мемориальные доски. Он, наконец-то, определил для себя, что направление имажинизма неспособно передать весь сгусток чувств, которые бурлили в нём с самого рождения.

    Объявляется роспуск группы, которая работала в этом поэтическом русле. Раньше друзья Есенина не позволяли себе оскорбительных высказываний и рассказах о его пьяных драках и недостойном поведении. Теперь же все газеты пестрели обвинительными заголовками, обвиняя поэта в хулиганских выходках. У Сергея Александровича наступил трудный период. Его пьянством занялись даже представители власти, отправив поэта на принудительное лечение. Ничего не помогало.

    Причина смерти

    В гостинице Ленинграда нашли тело Есенина. Своё последнее письмо он писал кровью, не имея в гостиничном номере чернил. По версии патологоанатомов о причине смерти поэта: Сергей Александрович находился в депрессии, он только что убежал из психической клиники. Это послужило поводом - причиной к самоубийству. Его нашли повесившимся у себя в номере.


    Безрадостное завершение биографии для того, кто любил жизнь, мог радоваться, наслаждался счастьем. Судьба немного отмерила ему жизни, а он прожигал её, наивно полагая, что ещё много успеет перевернуть страниц своей биографической истории. Поэт любил Москву и Ленинград. Прощание с ним прошло в обеих столицах, но похоронен он в Москве.

    В 1912 году окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу по специальности "учитель школы грамоты".

    Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина в 1912-1914 годах. В этот период поэт примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.

    В 1913-1915 годах Есенин был вольнослушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. В Москве он сблизился с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка — объединения писателей-самоучек из народа.

    Стихи Сергей Есенин писал с детства, в основном в подражание Алексею Кольцову, Ивану Никитину, Спиридону Дрожжину. К 1912 году он уже написал поэму "Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе", а также подготовил книгу стихов "Больные думы". В 1913 году поэт работал над поэмой "Тоска" и драматической поэмой "Пророк", тексты которых неизвестны.

    В январе 1914 года в московском детском журнале "Мирок" под псевдонимом "Аристон" состоялась первая публикация поэта — стихотворение "Береза". В феврале в этом же журнале были напечатаны стихотворения "Воробышки" ("Поет зима — аукает…") и "Пороша", позже — "Село", "Пасхальный благовест".

    Весной 1915 года Есенин приехал в Петроград (Санкт-Петербург), где познакомился с поэтами Александром Блоком, Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым, сблизился с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру, имели большой успех.

    В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина "Радуница", восторженно принятый критикой, обнаружившей в нем свежую струю, юную непосредственность и природный вкус автора.

    С марта 1916 года по март 1917 года Есенин проходил военную службу — первоначально в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, а затем с апреля служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. После Февральской революции самовольно оставил армию.

    Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм — "Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", — проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни.

    В 1919-1921 годах входил в группу имажинистов, заявлявших, что цель творчества состоит в создании образа.

    В начале 1920-х годов в стихах Есенина появились мотивы "развороченного бурей быта", пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской, что отразилось в сборниках "Исповедь хулигана" (1921) и "Москва кабацкая" (1924).

    Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 года с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.

    С 1922 по 1923 год они совершили путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, но по возвращении в Россию Айседора и Есенин почти сразу же расстались.

    В 1920-е годы были созданы наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших русских поэтов — стихотворения

    "Отговорила роща золотая…", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу…", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др. Тема Родины, занимавшая одно из главных мест его творчества, в этот период приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздвоился: "Русь Советская" — "Русь уходящая". В сборниках "Русь Советская" и "Страна Советская" (оба —1925) Есенин ощущал себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна". Эмоциональной доминантой лирики стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

    Последние два года жизни поэта прошли в разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград (Санкт-Петербург), семь раз — в Константиново.

    В конце ноября 1925 года поэт попал в психоневрологическую клинику. Одним из последних произведений Есенина стала поэма "Черный человек", в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин выехал в Ленинград.

    24 декабря 1925 года он остановился в гостинице "Англетер", где 27 декабря написал свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…".

    В ночь на 28 декабря 1925 года, по официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Поэт был обнаружен утром 28 декабря. Его тело висело в петле на водопроводной трубе под самым потолком, на высоте почти трех метров.

    Никакого серьезного расследования не проводилось, власти города от участкового милиционера.

    Специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила версии о других обстоятельствах смерти поэта, помимо официальной.

    Сергей Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

    Поэт был несколько раз женат. В 1917 году он обвенчался с Зинаидой Райх (1897-1939), секретарем-машинисткой газеты "Дело народа". От этого брака родились дочь Татьяна (1918-1992) и сын Константин (1920-1986). В 1922 году Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. В 1925 году супругой поэта стала Софья Толстая (1900-1957), внучка писателя Льва Толстого. У поэта был сын Юрий (1914-1938) от гражданского брака с Анной Изрядновой. В 1924 году у Есенина родился сын Александр от поэтессы и переводчицы Надежды Вольпин — математик и деятель диссидентского движения, который в 1972 году переехал в США.

    2 октября 1965 года , к 70-летию со дня рождения поэта, в селе Константиново в доме его родителей был открыт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина — один из крупнейших музейных комплексов России.

    3 октября 1995 года в Москве в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где в 1911-1918 годах был прописан Сергей Есенин, был создан Московский государственный музей С.А. Есенина.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    «Так просто можно жизнь покинуть эту,
    Бездумно и безбольно догореть.
    Но не дано Российскому поэту
    Такою светлой смертью умереть.

    Всего верней свинец душе крылатой
    Небесные откроет рубежи,
    Иль хриплый ужас лапою косматой
    Из сердца, как из губки, выжмет жизнь».
    Стихотворение Анны Ахматовой «Памяти Сергея Есенина»

    Биография

    Биография Сергея Есенина - противоречивая история жизни великого русского поэта. Сложно найти еще одного человека, который бы с такой любовью и одновременно болью писал о России. Непростой характер поэта, его бунтарство, неприкаянность, склонность к эпатажу и конфликтам создавала в жизни Есенина немалые трудности. Но даже после своего трагического ухода «уличный повеса», «озорной гуляка» и «скандалист» Есенин, как он сам себя называл, смог навсегда остаться в сердцах тех, кто однажды услышал его поэзию и полюбил ее.

    Сергей Есенин родился в Рязанской области в простой крестьянской семье. Еще будучи ребенком полюбил читать, особенные чувства испытывая к русскому фольклору, сказкам, былинам, частушкам и к русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Кольцов были любимыми писателями Есенина. Юношей он переехал в Москву, где работал в типографии, а вскоре был принят в литературно-музыкальные круги столицы и начал публиковать свои стихи. Сначала Москва, а затем и Петроград встретили Есенина с распростертыми объятиями, его считали «посланцем русской деревни». Большую роль сыграла и личность Есенина - он читал свои стихи с таким пылом, с такой экспрессией и искренностью, что все - от простых людей до именитых литераторов - влюблялись в златокудрого крестьянского поэта.

    Приход власти рабочих и крестьян Есенин встретил с воодушевлением. Но со временем восторг сменился разочарованием, страхом, негодованием. Из-за своей прямоты поэт нередко становился объектом наблюдения властей, особенно во время отношений Сергея Есенина с Айседорой Дункан, американской танцовщицей. Когда, наконец, Есенин в открытую высказал свое резкое осуждение действий советских властей в поэме «Страна негодяев», началась настоящая травля поэта. И без того вспыльчивого и пристрастившегося к алкоголю поэта нередко провоцировали. Каждый скандальный эпизод его биографии описывался в газетах. Есенин был вынужден скрываться - жил на Кавказе, в Ленинграде, в Константиново, где родился. Последняя жена Есенина, Софья Толстая, в попытках спасти мужа от алкогольной зависимости и преследования госпитализировала его в неврологическую клинику. Которую Есенин тайно покинул, якобы в попытках уйти от властей, и уехал в Ленинград, где остановился в гостинице «Англетер». Спустя пять дней в номере «Англетера» было найдено его тело. Причиной смерти Есенина стало самоубийство - поэт покончил с собой, повесившись на трубе. Его последними словами было стихотворение, написанное вместо чернил - кровью:

    «До свиданья, друг мой, до свиданья,
    Милый мой, ты у меня в груди.
    Предназначенное расставанье
    Обещает встречу впереди.

    До свиданья, друг мой, без руки и без слова,
    Не грусти и не печаль бровей, -
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей».

    Похороны Есенина состоялись в последний день 1925 года — 31 декабря. Ни одного русского поэта не провожали с такими почестями и размахом - на похороны Есенина пришло около двухсот тысяч человек. Смерть Есенина стала для России огромной потерей и потрясением.

    Линия жизни

    3 октября 1895 г. Дата рождения Сергея Александровича Есенина.
    1904 г. Поступление в земское училище в Константиново.
    1909 г. Окончание училища, поступление в церковно-учительскую школу.
    1912 г. Окончание школы с дипломом учителя грамоты, переезд в Москву.
    1913 г. Брак с Анной Изрядновой.
    1914 г. Рождение сына Сергея Есенина, Юрия.
    1915 г. Знакомство с Александром Блоком, поступление на службу в санитарный поезд.
    1916 г. Выпуск первого сборника стихотворений «Радуница».
    1917 г. Брак с Зинаидой Райх.
    1918 г. Рождение дочери Татьяны.
    1920 г. Рождение сына Константина.
    1921 г. Развод с Зинаидой Райх, знакомство с Айседорой Дункан, выпуск сборников «Трерядница», «Исповедь хулигана».
    2 мая 1922 г. Брак с Айседорой Дункан.
    1923 г. Выпуск сборника «Стихи скандалиста».
    1924 г. Развод с Айседорой Дункан, выход поэмы «Пугачев», сборника «Москва кабацкая», рождение внебрачного сына от переводчицы и поэтессы Надежды Вольпин.
    18 сентября 1925 г. Брак с Софьей Толстой.
    28 декабря 1925 г. Дата смерти Есенина.
    31 декабря 1925 г. Похороны Есенина.

    Памятные места

    1. Село Константиново, где родился Есенин и где сегодня находится музей-заповедник Есенина.
    2. Музей Есенина (бывшая церковно-учительская школа, которую окончил Есенин) в Спас-Клепиках.
    3. Царское Село, где квартировался полк Есенина и где поэт выступал перед императрицей Александрой.
    4. Дом Есенина и Дункан в Москве, в котором жили супруги и где находилась танцевальная школа Айседоры.
    5. Московский государственный музей С. А. Есенина.
    6. Дом Есенина в Мардакяне (ныне мемориальный дом-музей на территории дендрария), где поэт жил в 1924-1925 гг.
    7. Дом-музей Сергея Есенина в Ташкенте, где он гостил в 1921 году.
    8. Памятник Есенину в Москве на Есенинском бульваре.
    9. Памятник Есенину в Москве на Тверском бульваре.
    10. Гостиница «Англетер», где было найдено тело Есенина.
    11. Ваганьковское кладбище, где похоронен Есенин.

    Эпизоды жизни

    Несмотря на то, что последние годы жизни Есенин злоупотреблял алкоголем, он не писал стихи нетрезвым. Об этом же говорят и мемуаристы поэта. Однажды Есенин признался своему приятелю: «За мной ходит отчаянная слава пропойцы и хулигана, но это только слова, а не такая уж страшная действительность».

    Танцовщица Дункан влюбилась в Есенина чуть ли не с первого взгляда. Он тоже сильно ей увлекся, несмотря на ощутимую разницу в возрасте. Айседора мечтала прославить своего русского мужа и взяла его с собой в турне - по Европе и в Америку. Свое скандальное поведение во время поездки Есенин объяснял в свойственной ему манере: «Да, я скандалил. Мне нужно было, чтобы они меня знали, чтобы они меня запомнили. Что, я им стихи читать буду? Американцам стихи? Я стал бы только смешон в их глазах. А вот скатерть со всей посудой стащить со стола, посвистеть в театре, нарушить порядок уличного движения - это им понятно. Если я это делаю, я миллионер. Мне, значит, можно. Вот и уважение готово, и слава и честь! О, меня они лучше помнят, чем Дункан!» На самом деле Есенин быстро понял, что за границей он для всех лишь «муж Дункан», разорвал отношения с танцовщицей и вернулся домой.

    Предположения о том, что смерть Сергея Есенина была насильственной, появились спустя много лет после гибели поэта. Автором версии убийства и ее популяризации стал московский следователь Эдуард Хлысталов - его точка зрения на произошедшее с поэтом показана в многосерийном фильме «Есенин». Другие исследователи признали ее малоубедительной.

    Завет

    «В грозы, в бури, в житейскую стынь,
    При тяжелых утратах и когда тебе грустно,
    Казаться улыбчивым и простым -
    Самое высшее в мире искусство».


    Сюжет из цикла «Исторические хроники», посвященный Сергею Есенину

    Соболезнования

    «Не будем винить только его. Все мы - его современники - виноваты более или менее. Это был драгоценный человек. Надо было крепче биться за него. Надо было более по-братски помочь ему».
    Анатолий Луначарский, революционер, государственный деятель

    «Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным. Я узнал об этом ночью, огорчение, должно быть, так бы и осталось огорчением, должно быть, и подрассеялось бы к утру, но утром газеты принесли предсмертные строки: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей». После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом».
    Владимир Маяковский, поэт

    «Он страшно жил и страшно умер».
    Анна Ахматова, поэтесса

    Смерть Сергея Есенина до сих пор является одной из самых загадочных трагедий начала ХХ века. Тогда, холодной ночью 28 декабря 1925 года, поэта нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Когда поэт Василий Наседкин привез гроб в Москву, он пришел домой и сказал: «Сергея убили!» Что же на самом деле произошло в «Англетере» в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года?

    Номер был разгромлен. Есенин висел на вертикальных трубах парового отопления. На его теле зафиксировано множество повреждений. Но следствие настаивало на самоубийстве.

    По официальной версии так и считалось: Сергей Есенин покончил с собой, но выяснилось, что эта версия не выдерживает столкновения с фактами.

    Теперь, через девяносто лет, множество исследователей (например, петербургский писатель Николай Астафьев в книге «Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители») утверждают: Есенина убили, а многие документы, приобщенные к делу, сфальсифицированы.

    Например, записки якобы Есенина к Эрлиху, которые должны были доказать, что поэт приехал в «Англетер» добровольно (по утверждению сторонников версии убийства), были написаны не его рукой.

    Сергей Есенин — в нижним левом углу, Эрлих — в верхнем правом

    Одна записка, якобы написанная Есениным, звучит так: «Вова, захвати вещи ко мне в гостиницу. С. Есенин».

    Вторая записка: «Вова, я поехал в ресторан Михайлова, что ли, или Федорова? Жду тебя там. Сергей».

    Николай Астафьев считает, что это явная подделка, что это не рука Есенина.

    Зачем же понадобилось фальсифицировать документы дела, если это банальное самоубийство?

    Малоизвестная записка, приписываемая С.А. Есенину, упоминаемая в протоколе опроса В. Эрлиха (лицевая сторона) РО ИРЛИ, Фонд 697, оп. 1, ед.хр. 32

    Возможно затем, что Есенина доставили в пустой номер гостиницы насильно, но это надо было скрыть.

    Петербургский писатель Виктор Кузнецов, изучая документы гостиницы «Англетер», обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил! Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили его труп, висящий на трубе парового отопления.

    Мемуарная записка Есенина, упомянутая в воспоминаниях В. Эрлиха (лицевая сторона), РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 30

    Никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера», в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ.

    В XXI веке родственники поэта, исследователи и просто граждане не раз обращались в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о возобновлении уголовного дела о предполагаемом убийстве Сергея Есенина.

    Полученные ответы, как под копирку: «Подтверждена причина смерти поэта в результате сдавления органов шеи петлей при повешении».

    Вот и думайте, как хотите: то ли кто-то это нарочно сделал, то ли действительно он это сделал сам.

    Между тем, есть десятки косвенных доказательств, по которым можно работать.

    Первый вопрос: когда, кем и при каких обстоятельствах все документы следствия были повреждены? Причем идентичным образом: у них вырван фрагмент в нижней части листа.

    Второй вопрос: доверенность, которая приложена к делу – это доверенность, написанная рукой Эрлиха. И на ней значится совершенно чудовищная подпись Сергея Александровича Есенина . В то время, когда в вещах Есенина обнаружили написанную его рукой доверенность, но порванную.

    Доверенность, написанная В.И. Эрлихом, с неадекватной подписью С.А. Есенина

    Третий вопрос: почему к документам следствия не была приложена так называемая предсмертная записка – стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»? Если ей придается такой статус, значит, она должна быть в официальном деле.

    Четвертый вопрос связан с участковым надзирателем, а именно, его подписями на документах: почему-то они разнятся. В акте от 28 декабря у Горбова одна подпись, в протоколах опроса свидетелей она совершенно иная.

    Еще одна череда косвенных доказательств связана с самими посмертными фотографиями. Во-первых, мы не имеем фотографии трупа в петле. Во-вторых, мы не имеем ни одной посмертной фотографии, где Сергей Александрович был бы изображен в полный рост.

    Художник Василий Сварог, который рисовал мертвого Есенина еще без грима, сказал в 1927 году:

    «Сначала была «удавка» – правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…».

    Однако этим свидетельствам доверяют не все. Филолог Олег Лекманов, профессор ВШЭ, автор биографии Сергея Есенина, считает, что поэт повесился сам.

    «Есть стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которое он перед тем, как покончить с собой, а он, безусловно, стопроцентно покончил с собой, записал кровью на листочке и передал Вольфу Эрлиху. Пускай те, кто отстаивают эту так называемую «версию» убийства, сначала нам докажут каким образом убийцы смогли его заставить это стихотворении выдумать, сочинить, потом его написать на листочке кровью».

    Стихотворение, которое сейчас трактуется многими как вещдок, не было привлечено в качестве такового. Вероятно потому, что там нет датировки.

    Стихотворение «До свиданья…» (подлинник) (РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 14)

    Это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эрлиху за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эрлиху.

    Это первое.

    Второе – неестественно согнутая рука. Живой поэт мог держаться за трубу, но после смерти мышцы ослабевают, и руки у самоубийцы должны опуститься вдоль туловища, чего не произошло.

    Третье – шрамы от губы к подбородку. Они образуются, если преступник душит жертву сзади.

    Сергей Есенин с сестрой

    Сомневались в самоубийстве Сергея Есенина и его современники: Анна Ахматова, Павел Лукницкий, Осип Мандельштам . Сомневались, потому что знали и дерзкого Есенина, и еще лучше – то время, в которое жили.

    Четвертое – пробитый лоб, то есть вмятину официальная версия объясняет ожогом, который получил Есенин уже после повешения от горячей трубы отопления, на которой он висел, а не от прижизненного удара.

    Но воронежский режиссер Евгений Парщиков, автор фильма «Есенин. 1925 – 2010», уверен, что это не так. Он привлек родственников поэта и независимых экспертов, которые выяснили, что фотография номера, сделанная после трагедии, фальшивка. Ее развернули, чтобы как-то объяснить неудобные следствию факты.

    Номер Есенина в гостинице «Англетер» после трагедии

    Данный снимок показали эксперту по судебной фотографии, и он сказал, что снимок является зеркальным перевертышем реального положения в номере, то есть трубы находятся не в правом углу, а в левом. Но это не просто трубы и не просто углы – направление раны на лбу Сергея Александровича таково, что оно могло быть получено только в правом углу. То есть мы получаем полную несостоятельность официальной версии.

    «Я знал поэтессу Иду Наппельбаум… Так вот. Ее брат Лев помогал отцу – фотографу во время съемок. Он рассказал сестре, как помогал милиционеру, стоявшему на стремянке, снимать тело поэта с трубы отопления. Он был свидетелем того факта, что Есенин висел не в петле, как это бывает у самоубийц, а веревка была несколько раз намотана вокруг шеи. Потому-то его тело и пришлось снять до прихода писателей – повешен он был уж очень неправдоподобно» (Николай Браун, поэт, переводчик, бывший политзаключенный, общественный деятель).

    В качестве возможных идеологов устранения поэта фигурировали и Блюмкин, и Троцкий, и Агранов , которого называли палачом русской интеллигенции.

    Сергей Есенин с матерью

    В самоубийстве Есенина сомневалось и духовенство, настолько, что священники сочли возможным отпевать поэта на похоронах, что для самоубийц недопустимо.

    Церковные панихиды на могиле поэта служат и сейчас. Священник Андрей Дударев приезжает каждый год.

    «Кто может сказать, что он покончил жизнь самоубийством? Шрам от веревки, на которой якобы повесился Есенин. Если человек вешается, то полоса эта от подбородка тянется к затылку, непременно снизу вверх, а здесь она перпендикулярна относительно позвоночника. Это удавка, стянутая на шее поэта и задавившая не только человека великого, но и русскую культуру».

    В воскресенье 27 декабря, по свидетельству Эрлиха, они с Есениным расстались. Эрлих ушел из гостиницы домой, но дойдя до Невского проспекта, он вспомнил, что забыл в номере портфель. Эрлих возвратился в гостиницу. Есенин был один. Он сидел за письменным столом и просматривал рукопись. Был спокоен. Утром его нашли повешенным.

    Сергей Есенин за работой

    Что именно произошло в те несколько ночных декабрьских часов, доподлинно неизвестно до сих пор.

    Виктор КОЛМОГОРОВ

    Гостиница «Англетер» в конце первого десятилетия ХХ века (светлое здание слева на переднем плане)

    Похожие статьи