• Орден иезуитов. Создание. Интересные факты. Причины возникновения ордена иезуитов

    20.02.2022

    Орден иезуитов, наиболее известным участником которого можно назвать , образовался в середине шестнадцатого века стараниями Игнатия Лойолы. Вот почему он имеет второе название – орден Святого Игнатия. Ну, а официальное его название – Общество Иисуса. Испанец по происхождению, Лойола немало путешествовал по свету, занимался наукой и даже подвергся преследованиям инквизиции, прежде чем поступил на церковную службу. Игнатий создал свой монашеский орден вместе с товарищами, дабы скрепить их дружбу и настии просвещение в массы. Несмотря на то, что в те времена монашеские ордена не жаловали, папа утвердил орден Игнатия на официальных основаниях.

    В последующее столетие орден Иезуитов стремительно разрастался. Монахи-иезуиты отправлялись путешествовать во все стороны света, вели активную пропаганду христианского учения в Китае и Японии, среди африканских народов. Науке и образованию уделялось большое внимание. Иезуитов отличала строжайшая дисциплина и повиновение старшим. Глава ордена – генерал – избирался на пожизненный срок и имел безоговорочную власть. Подчинялся он только папе римскому. Однако орден иезуитов обладал довольно широким кругом привилегий. Так, например, иезуиты могли вольно трактовать христианское учение, исходя из собственной сообразности в тех или иных обстоятельствах. Также иезуит мог вести светскую жизнь, а принадлежность к ордену и вовсе скрывать, если это необходимо для большего успеха пропагандистской деятельности. Неудивительно, что, обладая такими возможностями, общество Иезуитов имело успех. Однако под давлением европейских правителей папе пришлось ликвидировать орден Иезуитов.

    В начале девятнадцатого столетия орден вновь воспрянул духом, уже под руководством российского иезуита Фаддея Бжозовского. Развив бурную деятельность в Европе, иезуиты занялись изучением социальных аспектов человеческой жизни, в частности положением рабочих и крестьян. Не уменьшился и их интерес к различным наукам. Орден уделял большое внимание печатной продукции, выпускал журналы, научные издания. Во второй половине двадцатого века был провозглашен новый лозунг о борьбе за мировую справедливость.

    Россия узнала об иезуитах в восемнадцатом веке. В общество вступали князья, писатели, печатники. Тем не менее, имели место и гонения иезуитов из-за угроз монархическому режиму. Светские богачи называли иезуитов тайными католическими агентами. Позже иезуитов обвиняли в антисемитизме, приводя в пример публикации в журналах. Хотя во времена Второй мировой войны иезуиты в Бельгии спасали множество еврейских детей, укрывая их в своих домах.

    На сегодняшний день иезуитский орден насчитывает до двадцати тысяч последователей, больше половины которых являются священниками. Деятельность иезуитов охватывает огромное число стран. Орден по своей структуре разделен на провинции. Существуют также регионы, которые находятся в подчинении какой-либо провинции, и регионы независимые. Российский регион является независимым.

    Введение

    Иезуимты (Орден Иезуитов) - мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы -- пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно папе римскому. Для большей успешности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Папа римский Павел Третий утвердил орден спустя шесть лет после основания. В этой работе я расскажу о причинах возникновения ордена иезуитов, о создателе ордена и о создании самого ордена. Целью мой работа является изучение темы орден иезуитов, и раскрыть его особенности. Задачей является проследить историю создания ордена и раскрыть причины создания ордена.

    Причины возникновения ордена Иезуитов

    События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии. Начинался тот период истории, который получил название контрреформации. В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла слишком большие экономические и политические потери. Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе.

    В XVI веке для решения многих политических и идеологических задач стали создаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден. Он отличался от всех орденов католической церкви. Главная первоначальная цель, которую поставил себе Орден Иезуитов, заключалась в подавлении реформации и в защите католической церкви против распространившегося духа сомнения и свободомыслия. Жизнь рыцарей ордена подчинялась строгим законам централизации и полностью зависела от главы ордена. Структура иезуитского сообщества была строго иерархична, в нем не допускалось присутствие женщин. Особо отмечались послушание и покорность, в первую очередь, папе римскому. Количество иезуитов росло с поразительной скоростью. Практически с самого первого дня существования ордена огромное внимание уделялось воспитанию и образованию рыцарей общества. Особый акцент, естественно, делался на религию. Они клялись защищать детей, больных, заключенных и солдат. С появлением ордена иезуитов все это переменилось, и мир с изумлением увидел, как много может сделать небольшое общество, если им руководит железная воля, ни перед чем не отступающая для достижения своей цели. Орден иезуитов огромное внимание уделял науке и образованию в ордене, была разработана оригинальная система воспитания. Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые -- к университетам того времени. Как "орден ученых" иезуиты получили под свое руководство созданные после Тридентского Собора (1545-1563 гг.) духовные семинарии, а также основывали и свои собственные учебные заведения. В ряде государств иезуиты занимали привилегированное положение.

    Таким образом, мысль об укреплении, о спасении католической церкви находила убеждённых и ревностных сторонников в лице многих европейских государей и князей, в лице феодалов, смертельно ненавидевших и горожан и крестьянскую массу. В их лице католические прелаты и их верховный глава в Риме могли найти надёжных союзников. С их помощью можно было начать борьбу за восстановление влияния и господства католической церкви. Для того чтобы подобная борьба была успешной, необходимы были новые средства, новые приёмы борьбы. Необходима была новая организация. Такой организацией и стал орден иезуитов.

    причина возникновение орден иезуит

    О публикации: Во время эпохальной гаванской встречи Папы Римского и Патриарха Кирилла стороны излучали оптимизм и братские чувства. В подписанной итоговой декларации ими были осуждены западные лжеценности и зафиксировано отсутствие намерений католического прозелитизма на канонической территории русского православия.

    Отвечая на возмущение украинских униатов, папский нунций в Украине архиепископ Клаудио Гуджеротти так прокомментировал событие в Гаване : «Я знаю, как ваш народ страдает в своём собственном теле из-за трудностей понимания. Но, прошу вас, будьте терпеливы. Не всегда стороны могут сказать то, что хотят сказать... То, что люди будут помнить, - это их объятия. И объятия стали святой вещью. Но, вы скажете, даже Иуда поцеловал Иисуса Христа, а потом его предал. Иногда все мы тоже становимся маленькими предателями». При этом Апостольский нунций сообщил, что через несколько дней он поедет в зону проведения боевых действий, туда, где люди страдают. «Именно это является главной целью, ради которой меня Святейший Отец сюда направил. Я должен быть вместе с теми, кто страдает, и помогать им от имени Папы Римского. И я с удовольствием оставлю другим возможность читать, перечитывать различные тексты, декларации и находить в них то, что они пожелают», - сообщил представитель Ватикана в Украине, отметив, что эту его поездку кто-то может назвать попыткой прозелитизма, «но это меня не интересует».

    Разбомбленные православные храмы Новороссии и умученные люди, увы, не в прошлом. И во время гаванской встречи иерархов на Украине продолжаются конфессиональные противостояния, травля националистами, науськиваемыми в том числе и греко-католическими иерархами, православных верующих, отъем православных храмов и усугубление раскола - события, уже неоднократно имевшие исторические прецеденты на этих многострадальных землях, и искусно направлявшиеся в прошлом орденом иезуитов, к которому принадлежит и нынешний Папа Франциск.

    О методах влияния и политических технологиях иезуитов на русских землях приводим редкую актуальную научную статью к.и.н. Анжелы Васильевны Папазовой - историка, специалиста по деятельности этого ордена.

    Опубликовано: статья А.В.Папазова «Реализация методов ордена иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI - первой половине XVII вв.» опубликована в научном издании Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова и Украинской Академии наук: / Гол. ред. В.М.Вашкевич. - Київ, 2009. - Спецвипуск. - 368 с.

    Перевод с украинского И.М.Березина (с небольшими сокращениями) .

    РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОМ РЕГИОНЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ.

    Проблема методов деятельности ордена иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI - первой половине XVII ст. является важным составным элементом изучения деятельности католической церкви в регионе вообще и Общества в частности. Религиозная политика ордена (Общество Иисуса) в восточнославянском регионе осуществлялась в рамках политики римской курии, с разрешения и по поручению папы римского.

    Однако орден был не только составной частью политики курии, но и проявлял инициативу в достижении целей. Орден, прежде всего, выполнял свои внутренние задачи и применял методы, которые выходят за рамки методов католической церкви и религиозной деятельности. Рассмотрим реализацию иезуитских методов религиозного влияния в регионе. <...> В начале миссии, при проникновении в определенную местность, иезуиты использовали миссионерские способы распространения католичества: благотворительность, проповедь, религиозные диспуты и шествия, представления, демонстрацию «чудес», участие в светских мероприятиях, распространение религиозной литературы . Например, как в Луцко-Волынской епархии, куда епископ Б.Мациевский возил их с собой. Иезуиты оставляли епископа в городе, а сами читали проповеди, причащали, крестили, венчали. Потом разговаривали с сельскими священниками, устраивали переносные алтари, оставляли своего священника для создания прихода. Члены ордена предлагали свои услуги в домах шляхты, а когда семья переходила в католичество, добивались подарков для себя.

    В Луцке они привлекли в лоно католической церкви 28 православных верующих, в Ольге - 35, в Бресте - 130, в Янове над Бугом - 58. Подобное часто случалось в церковные праздники, во время несчастий, татарских нападений, эпидемий . Однако данный метод в начале работы ордена не давал больших результатов, потому что были сильны традиции православия и орден не имел достаточного опыта работы в регионе.

    После закреплении ордена в регионе миссионерские методы продолжали применять. Прежде всего, это проповедь, которая отличалась особой качеством и подготовкой, зависела от конкретных условий применения: аудитории, церковных праздников, политической ситуации.

    Петр Скарга

    Например, иезуит Петр Скарга в своих проповедях относился к не католикам как к заблудшим в своих убеждениях, которых нужно спасать .

    Все проповеди объединяло то, что иезуитам не важно было научить догматам, а убедить в подчинении католической церкви. Иезуиты проводили диспуты (на улицах, площадях, в домах шляхты, костелах, коллегиумах) по любому поводу (праздник, открытие дома, встреча гостей). Иезуиты почти всегда побеждали в них, а если не находили противников, организовывали диспут двух групп членов ордена. На диспутах нередко присутствовали чиновники, епископы, короли. К примеру, на диспуте в 1599 году в Вильно присутствовал князь К.Острожский . В данном методе не столь важен был факт достижения истины, сколько факт победы католичества. Не имело значения понимания присутствующими сущности спора, важнее была публичность и рост авторитета ордена и католической церкви.

    Иезуиты занимались благотворительностью. Они ухаживали за больными во время эпидемий, раздавали питания голодающим в период стихийных бедствий . Так, когда в 1625 году в Несвиже началась эпидемия, студенты оставили коллегиум, но иезуиты продолжали ухаживать за умирающими .

    Члены ордена с успехом распространяли свои методы подчинения свободы на различные слои населения. Иезуиты часто объявляли себя чудотворцами, исцеляли больных, использовали статуэтки, вещи, мощи святых. Поклонники иезуитов считал их святыми, поклонялись им . На похоронах Мелетия Смотрицкого якобы случилось чудо - рука покойного сжала и отпустила папскую буллу. Иезуит Кортисций сразу же распространил это среди народа края .

    Иезуиты выполняли обязанности католического духовенства: руководили книжной цензурой, составляли Индекс запрещенных книг . Исследователь И.Сливов утверждал, что иезуиты заменили в Речи Посполитой инквизиторов . Католическая церковь доверяла им семинарии, типографии, места духовников и наблюдателей за поведением духовенства. Иезуиты выполняли обязанности епископов в опасных для католического клира городах, как в Киеве .

    Своих конкурентов (другие католические ордена, духовенство) они пытались победить в религиозных диспутах или завязать с ними сотрудничество, или через них добиться привилегий (права проповедовать в выгодных местах, и тому подобное). Особое внимание орден уделял представителям церквей королей и чиновников. Иезуиты брали на себя эти обязанности, или сотрудничали с духовниками определенных лиц, чтобы иметь влияние на верхушку общества. Иезуиты добивались поддержки монахинь, потому что последние помогали создавать коллегиумы .

    Папский легат в России иезуит Антонио Поссевино - представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смуты

    Каждый вид деятельности, что требовал присутствия духовных лиц (даже минимальной) использовался орденом в своих целях. Так, А.Поссевино способом «продвижения» католической религии в Московское царство считал усиление торговли венецианских купцов, вместе с которыми туда смогут приезжать иезуиты . Орден в любой местности должен был иметь преданного врача, который заботился бы о том, чтобы именно иезуитских священников приглашать к богатым больным или умирающим .

    За «Тайными наставлениями» иезуиты не были сторонниками насильственных методов, однако, планировали и применяли их, но только в большинстве случаев не лично . Однако насилие случалось в деятельности ордена. Иезуиты предпочитали не дискредитировать себя и орден в такой способ, поэтому главными исполнителями актов насилия были ученики иезуитских коллегиумов . 20 октября 1645 года иезуит Игнатий Елец устроил грабеж (не в первый раз, исходя из источника) в деревне Рутвенки, пригнавши с группой около сорока всадников до 30 волов .

    А.Поссевино одобрял проект агрессии Речи Посполитой против Московского царства, но предостерегал, что проект стоит держать в секрете . Именно с помощью насильственных действий орден осуществлял календарную реформу, прерывая в церквях богослужение, заставляя украинцев силой придерживаться нового календаря .

    Орден использовал преувеличение для решения своих задач. Это хорошо иллюстрируют жалобы членов ордена королю или местным органам власти. Например, 9 сентября 1643 году иезуит Ян Филиповский жаловался на всех полоцких православных за то, что они насмехаются над святыми ликами и портят их . Характерно то, что акцент делался именно на православное вероисповедание горожан и их поголовное участие в актах вандализма.

    Если с населением орден работал как миссионер, то против своих идеологических противников применял силу государственной власти, потому что одним из основных его методов был влияние на органы власти и сотрудничество с ними. Отношение иезуитов к власти в государстве выражает высказывание Петра Скарги: «Овца идет за пастырем, а не пастырь за овцой» . Орден был сторонником монархии. «Тайные наставления» приказывали влиять на королей с помощью духовников, чтобы поощрять планы королей (в том числе военные), потакать привычкам и увлечениям, внушать нужные идеи, хвалить орден, учили использовать властных лиц для подавления выступлений и восстаний . Члены ордена имели влияние на королей Речи Посполитой. Особых успехов достигли иезуиты в воздействии на Сигизмунда III (1587-1632 гг.). Король всегда помогал ордену в сложных ситуациях . Именно при нем было принято Брестскую унию 1596 года, в подготовке и утверждении которой орден принял активное участие. Некоторые исследователи считают иезуитским влиянием требование Сигизмунда московского престола.

    Король неоднократно использовал иезуитов как шпионов и наблюдателей, например, за деятельностью Петра Сагайдачного и Иова Борецкого. Например, иезуит Я.Оборницкий следил за движением казаков в 1620 году из Фастовского колегиума и писал Сигизмунду оттуда по ходу дела . Иезуиты помогали Сигизмунду III распространять польский язык и культуру, потому что полонизация служила средством порабощения иноверцев и введению католичества . Наиболее яркое влияние иезуитов на короля демонстрируют современники.

    Король Сигизмунд III

    Кардинал и архиепископ Б.Мацейовский писал: «… много неприятных событий не произошло бы, если бы… Сигизмунд в управлении государством не руководствовался суждениями иезуитов» .

    С помощью влияния на королей иезуиты влияли на деятельность государственных деятелей и органы власти. Для этого использовали уважение феодалам и чиновникам (торжественный прием, поздравления, посвящения и т. п.), обещание привилегий, выгодных должностей и предоставление этих привилегий тем, кто выполнял для ордена определенное поручение . «Вот где были источники заблуждений короля, - писал летописец Павел Писецкий. Осуждать слова и действия иезуитов считалось святотатством. Кто желал получить какие-либо привилегии, должен был потакать иезуитам, заискивать перед ними» . За «Тайными наставлениями» иезуитам не надо было брать на себя ходатайств перед королем за своих помощников, а поручать это друзьям ордена, использовать толерантность богатых людей для удачного исхода судебных дел для ордена . В 1621 году депутат коронного суда Николай Чарторыйский защищал иезуитов от обвинений. В благодарность иезуиты по случаю столетия ордена прославили его как благотворителя .

    Безотказно действовал прием ордена, рассчитанный на честолюбие и карьеризм. Так, после смерти (в 1597 году) полоцкого воеводы Николая Дорогостайского, кальвиниста и открытого противника иезуитов, его сын Христофор, не получил эту должность, как было принято, в наследство. Новым воеводой стал ставленник иезуитов - Андрей Сапега, ставший католиком, благодаря им. Януш Радзивилл не получил должностей виленского воеводы и канцлера литовского, потому что не был католиком. Заботами иезуитов указанные должности достались врагу Януша - Яну-Карлу Ходкевичу .

    Ян-Карл Ходкевич

    Орден использовал в своих целях даже сейм Речи Посполитой, принимая участие в религиозно-политической борьбе не непосредственно, а через короля и государственных деятелей. Так, в 1606 году на сейме были представлены артикулы, в которых иезуитов обвиняли во вмешательстве в светские дела, влиянии на власть, подстрекательстве к восстаниям, предлагали отдалить от двора, иезуитов-иностранцев выгнать из страны, запретить основывать дома, заставить продать имущество, а пребывание и богослужения ограничить несколькими городами. В частности, звучала просьба к королю отдалить от двора А.Боболю, как преданного слугу иезуитов. Сейм 1607 года разрешил чтение этих артикулов, но не принял их. Более того, было решено восстановить некоторые права ордена, предоставить право высшей степени неприкосновенности для его домов . Применяемые орденом приемы имели особенности в зависимости от конфессии, на которую они были направлены.

    Если в начале орден работал против протестантов, то, в дальнейшем, сосредоточился на работе с православными, поскольку добился ослабления влияния протестантов в регионе. Орден домогался перехода протестантов в католичество, в первую очередь, семей больших феодалов, например, семьи кальвиниста Николая Радзивила Черного .

    Православных орден считал заблудшими и не виноватыми в своем заблуждении, потому что их повели по неверному пути. В методах, применяемых к ним, были особенности, потому что православие имело давнюю историю и культурные традиции. Прежде всего, эта особенность проявилась в издании полемической литературы, с помощью которой иезуиты внушали образованным слоям общества идеи, выгодные ордену и папе римскому. Например, идею унии. В книге П.Скарги «О единстве церкви божьей» обосновывается тезис о том, что Русь (по автору - земли украинцев и белорусов) только из-за незнания идет за «греками». В православном вероучении автор указывает 19 ошибок, уделяя внимание порочности иерархов .

    Орден не позволял своим противникам объединяться против себя. 18 мая 1599 года на съезде лютеран и православных против католиков в Вильно было создано конфедерацию, участники которой обязались сопротивляться иезуитам и польскому правительству, когда они будут принуждать перейти православных в унию или протестантов в католичество. Иезуиты разрушили этот союз .

    Важным для ордена было привлечение к католичеству крупных земельних магнатов, потому что именно на их финансовой мощи базировалось влияние на население. Главным в достижении этой цели было привлечение к католичеству семей Юрия Слуцкого и Константина-Василия Острожского .

    Константин-Василий Острожский (1526–1608) - прославленный подольско-волынский князь, богатейший и влиятельный магнат Речи Посполитой XVI века, просветитель, защитник православия. Основывал монастыри, школы, библиотеки и типографии. Острожский возглавлял русскую партию в объединенном польско-литовском государстве, отстаивая идею равноправного представительства в нем Руси.

    Жена князя Юрия Слуцкого католичка Екатерина Тенчинская при содействии иезуитов сумела повлиять на мужа в сторону лояльности к католической церкви .

    Мы видим один из самых распространенных приемов ордена - влияние на личность через друзей и родственников. Основной принцип методики иезуитов, который гарантировал влияние на людей с целью привлечения в католичество заключался в том, чтобы сделать это в молодом возрасте и в католическом окружении. В мае 1579 года Скарга докладывал папе о согласие княгини Слуцкой отправить своих сыновей на учебу в иезуитский коллегиум. Известно что братья Слуцкие обучались в Европе. Из письма Калигарди К.Борромейскому от 20 ноября 1580 года ясно, что Ян Слуцкий стал католиком и привлек к католичеству еще кого-то. Его брат так же впоследствии перешел в католичество. В 1593 году Ян Семион объявил свое желание за собственный счет основать во Львове иезуитскую академию .

    Здание Иезуитского колегиума во Львове - высшего учебного заведения, существовавшего с 1608 года, на основе которого был основан Львовский университет

    Старший сын К.К.Острожского Януш был привлечен иезуитами в католичество в Германии . Брат Януша - Константин еще в молодости попал под влияние иезуитов и тайно принял католичество . Нунций Болоньетти описывает отступничество князя Константина от православия, подчеркивая, что князь сам обратился к нему для спасения своей души .

    Действенность работы иезуитской методики доказывается тем, что результатом ее были сторонники ордена и лояльные к католической церкви представители высших слоев общества. Орден придавал большое значение воздействию на женщин. В «Тайных наставлениях» предлагалось внушать женщинам любовь к ордену. Орден интересовался богатыми вдовами. Вдовам внушали убеждения оставаться в своем положении . Иезуиты влияли на Анну Костко (вдову Александра Острожского), которая после смерти мужа выгоняла православных священников, сажала в тюрьму не согласных принять католичество . Иезуит Б.Гербест привлек к католичеству Е.Мелецкую, которая помогла обратить к католической церкви своего мужа-кальвиниста Николая Мелецкого, подольского воеводу. В то время как П.Скаргу, обратившегося к воеводе непосредственно, едва не сбросили с моста . Итак, орден начинал работу по привлечению к католичеству семьи с женской половины.

    Дочь Александра Острожского и Анны Костко - Анна-Алоиза превзошла свою мать и всех других женщин в подчинении иезуитам. Именно иезуиты нашли Анне-Алоизе богатого мужа Яна-Карла Ходкевича, который основал для иезуитов коллегиум в Крозах. Анна-Алоиза рано овдовела и больше не вышла замуж. Церковь Святой Троицы в Остроге и госпиталь передала ордену . Об огромном влиянии на Анну-Алоизу говорят размеры пожертвований иезуитам: кроме недвижимого имущества (дворцов, сел, фольварков и т. д.) - 30000 злотых в 1624 году, а в 1630 г. - еще несколько деревень .

    Анна-Алоиза Ходкевич-Острожская (1600–1654) - русинка, вдохновляемая иезуитами, осуществляла гонение на православие, жестоко расправлялась с острожскими мещанами и сделалась, по выражению летописца, «гонителкой». Передала грекокатоликам православную церковь в Турове. Перезахоронила останки своего отца - князя Александра Васильевича Острожского, умершего в православии, перекрестив их по латинскому обряду. Умерла в январе 1654 года в одном из своих великопольских имений, спасаясь от казаков Хмельницкого. Подробнее читать

    Орден иезуитов применял свои методы в учреждениях католической церкви, европейских университетах, при дворах монархов, в домах феодалов, в купеческих конторах, при дипломатических миссиях, на строительстве храмов и других сооружений, в художественных мастерских, на театральной сцене и везде, где это было необходимо . Орден применял, как традиционные методы, так и современные ему способы воздействия на верующих. Иезуиты применяли методы своих конкурентов в борьбе за влияние на население. Как и гуманисты они открывали школы и академии, обсерватории, журналы, газеты, излагали научные достижения в области естествознания и гуманитарных наук .

    Таким образом, методы ордена иезуитов в зависимости от способа воздействия можно разделить на несколько групп. Традиционные религиозно-миссионерские методы: проповедь, исповедь, благотворительность, религиозные церемонии и праздники, демонстрация чудес. Методы с использованием насилия. Как новейшие методы психологического и идеологического влияния следует рассматривать: богословские диспуты по иезуитскому сценарию, методы «Духовных упражнений» И.Лойолы (психологический тренинг), религиозная литературная полемика. В особую группу выделяем методы выполнения работы иезуитами не непосредственно, а их помощниками: сторонниками, представителями органов власти и другими лицами.

    Методы деятельности ордена иезуитов соответствовали по уровню развития, моральным нормам, по степени применения насилия и методам деятельности католической церкви и современных ему правительств европейских государств. Однако к применению своих методов орден подходил избирательно, что и обеспечивало успех Обществу в достижении его задач. Методы и процесс их применения орден постоянно совершенствовал.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Демьянович А. Иезуиты в Западной России в 1565-1772 гг. // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1871. - No 8–12. - No 12. - С.230–231.

    2. Харлампович К.В. Западнорусские православные школы ХVI - начала ХVII вв. Отношение их к инославным. - Казань, 1898. - 524, LVI с.

    3. Сливов И. Иезуиты в Литве // Русский вестник. - Москва, 1875. - Т.118. - С.5–63; Т.119. - С.724–770; Т.120. - С.550–599.

    4. Михневич Д.Е. Очерки по истории католической реакции (иезуиты). - Москва: АН СССР, 1955. - 408 с.

    5. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии. - Минск: Беларусь, 1990. - 108 с.

    6. Плохий С.Н. Папство и Украина (Политика римской курии на украинских землях в ХVI - ХVII вв.). - Киев: Вис, 1989. - 224 с.

    7. Боротьба Південно-Західної Русі і України проти експансії Ватикану та унії (Х - поч. ХVІІ ст.: Зб. док-в і мат-в). - Київ: Наукова думка, 1988. - С.70–77, 80–85, 91–94.

    8. Демьянович А. Указ. работа. - No 9. - С. 16–18.

    9. Сливов И. Указ. работа. - Т.118. - С. 47–48.

    10. Демьянович А. Указ. работа. - No 8. - С. 229–230.

    11. «Тайные наставления» // Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношения к России. Письмо к иезуиту Мартынову. - Москва, 1870.

    12. Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в испанской Америке, ХVI - XVIII вв. - Москва: Наука, 1977.

    13. Демьянович А. Указ. работа. - No 11.

    14. Снесаревский П.В. Миссия Поссевино в Россию // Ученые записки Калининградско-го государственного педагогического института. - Калининград, 1955.- Вып.1.

    15. 1634бг. августа 11 (нов. ст. 21). - Жалоба луцких православных шляхтичей и мещан на иезуитов, студентов и служителей луцкого иезуитского коллегиума // Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3-х томах.- Москва: АН УССР, 1953. - Т.1. - С. 138–142.

    16. 20 октября 1645 г. Список выписи из гродских книг о грабеже иезуита Игнатия Ельца в деревне Рутвенки // Памятники, издаваемые временною комиссиею для разбора древних актов.- Киев: Университета св. Владимира, 1845. - Т. 1. - No 756.

    17. 1643 г., сентябрь 9. Жалоба полоцкого иезуита Яна Филиповского на всех полоцких схизматиков // Уния в документах: сб. статей / Сост. В.А.Теплова, З.И.Зуева. - Минск: «Лучи Софии», 1997.

    18. Баранович А.И. Украина накануне освободительной войны середины ХVII в. Социально-экономические предпосылки войны. - Москва: АН СССР, 1959.

    19. Листи короля Сигізмунда ІІІ з Кракова до Магістрату міста Львова від 20 липня 1606 р., 3 грудня 1607 р. та 22 червня 1608 р. // ЦДІА у м. Львові. Ф. 132. Оп. 1. Спр. 35. 3 л., Спр. 36. 3 л., Спр. 37. Арк. 1–39; Запис у львівській гродській книзі декрету київського воєводи С.Жолкевського // Боротьба Південно-Західної Русі і України проти експансії Ватикану та унії (Х - поч. ХVІІ ст.: Зб. док-в і мат-в). - Київ: Наукова думка, 1988. - С. 192–194.

    20. Письмо Б.Мацейовского к венецианскому дожу // Цит. за: Блинова Т. Б. Иезуиты в Белоруссии. - Минск: Беларусь, 1990.

    21. Цит за: Сливов И. Указ. работа. - Т. 119.

    22. Викторовский П.Г. Западнорусские православные фамилии, отпавшие от православия в конце ХV-ХVII вв. - Вып. 1. - Киев, 1912.

    23. Жукович П.Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией до 1609 г. - СПб., 1901.

    24. Брянцев П.Д. История литовского государства с древнейших времен. - Вильна, 1889.

    25. Адріянова-Перетц В.П. З діяльності єзуїтів на Україні і Білорусії кінця ХVI ст. - за новими документами // Украйна, 1927.

    26. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. - Т. 1–2. - Москва: Наука, 1991.

    27. Левицкий О. Єзуїтська преподобиця: історичне оповідання. - Вінніпег: Українська видавнича спілка Б.Р.В.

    28. Левицкий О. Анна-Алоиза, княжна Острожская // Киевская старина, 1883. - No 11.

    29. Бёмер Г. История ордену иезуитов // Орден иезуитов: правда и вымысел. Сб. / Сост. А.Лактионов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

    ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

    Был порождением эпохи контрреформации. Фактически он был создан для реабилитации католической церкви. В то же время историки далеко не однозначно характеризуют его деятельность. Почему? Рассмотрим несколько интересных фактов.

    Факт №1. Для начала поговорим о том, кем был основатель ордена иезуитов. Игнатий Лойола по происхождению являлся испанским аристократом, посвятившим свою молодость войне. Одни считают Игнатия Лойолу святым, а для других он является обычным религиозным фанатиком. Он сам признавался, что был «смел в ухаживаниях за женщинами, дешево ценил как свою, так и чужую жизнь». Но получив тяжелое ранение при обороне Памплоны в 1521 г., Иньиго де Лойола решил круто изменить свою жизнь. После а затем во Франции, он стал священником. Ещё во время обучения Игнатий вместе с 6-ю единомышленниками принес обеты целомудрия, нестяжания и миссионерства. Официально указанный орден был утвержден в 1540 г. Вполне возможно, что именно Лойола поспособствовал тому, что орден был организован почти по военному образцу.

    Факт №2. Орден иезуитов - это во многом миссионерская организация. Правда, методы проповеди, которыми пользовались иезуиты, далеки от библейских примеров. Ведь успеха в названном деле они всегда старались добиться как можно скорее. К примеру, проповедуя в Китае, иезуиты в первую очередь изучали обычаи местных жителей. Они преподносили христианство как своеобразную разновидность китайской религии. Так, иезуиты вели себя, как почитатели Конфуция. В частности, члены ордена по языческому обряду приносили жертвы Конфуцию и предкам, изречениями упомянутого философа обосновали христианство, вывешивали в храмах дощечки с надписью «Поклоняйтесь небу!». Таким же образом орден иезуитов действовал и в Индии. Проповедуя индийцам, они помнили о существовании каст. К примеру, иезуиты отвергали всякое близкое общение с париями («неприкасаемые»). Даже причащение последние получали на конце длинной палки. То, что проповедовали иезуиты, было причудливым смешением христианских и языческих верований.

    Факт №3. «Цель оправдывает средства» - знаменитый девиз, которому следовал орден иезуитов. И действительно, чтобы достигнуть поставленных целей, иезуиты использовали любые средства: обман, подкуп, подлог, клевета, шпионаж и даже убийство. Когда речь шла об интересах ордена, для иезуита не могло существовать никаких моральных преград. Так, многие историки уверены, что именно иезуиты подстроили убийство французского короля Генриха Наваррского. Члены ордена открыто оправдывали убийство правителя-тирана. Также иезуитам приписывают организацию так называемого Порохового заговора, произошедшего в Англии в 1605 г. Шведский король Густав-Адольф называл членов этого ордена виновниками бедствий всей Германии. Из-за своей активной деятельности иезуиты были изгнаны из Португалии, Испании, Франции и Неаполя. Поэтому неудивительно, что сейчас иезуитами часто называют лицемеров, а также хитрых и лукавых людей.

    Иезуи́ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu ) - религиозного ордена Римско-католической церкви , члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому . Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в . Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam », что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

    Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США , а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

    Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР , за исключением стран Балтии , относятся к Независимому Российскому Региону.

    В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме , в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

    История ордена

    Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии , Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году . Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

    Общество в XIX и XX веках

    Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии , где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России , где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

    Общество было восстановлено в 1814 году . Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

    Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке . Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден .

    Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

    Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

    Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором : о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

    Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

    Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

    Известные иезуиты

    • Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
    • Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии .
    • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
    • Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
    • Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
    • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
    • Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
    • Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине .
    • Мансиу Ито ( -) - глава первого японского посольства в Европу .
    • Адам Коханский ( -) - учёный, математик.
    • Жан Франсуа Жербильон ( -) - французский учёный иезуит -миссионер в Китае .
    • Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
    • Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела , где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
    • Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
    • Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
    • Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
    • Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.

    Образование в иезуитских школах получали Декарт , Корнель , Мольер , Лопе де Вега , Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

    Иезуиты в мировой литературе

    • Беранже - «Святые отцы»
    • Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»
    • Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы
    • Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя »
    • отец д"Оржеваль - роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
    • Джеймс Джойс - главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
    • Эжен Сю - «Агасфер»

    Иезуитский антисемитизм

    Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт , именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».

    См. также

    Библиография

    • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире - Москва: Институт философии, теологии и истории.
    • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
    • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Издательство АСТ, 2007
    • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007
    Похожие статьи