• Красивая легенда или реальность: в Польше нашли "золотой поезд" Гитлера. Загадка Третьего рейха: исследователь обнаружил «золотой поезд» нацистов, пропавший в Польше Поезд с золотом нацистов в польше

    12.03.2022

    Шумиха началась на ровном месте: двое никому неизвестных кладоискателей заявили о беспрецедентной находке. По их словам, обнаруженный ими в подземных тоннелях поезд - состав длиной более ста метров - один из знаменитых «золотых поездов» Третьего рейха, на котором нацисты пытались спрятать награбленные во время войны сокровища.

    В 1944-ом году исход войны был понятен даже самым преданным воинам Третьего Рейха. Союзные армии продвигались вперед: нужно было спасать уже награбленные сокровища. И руководство падшей империи принялось рассовывать золото и драгоценности по самым темным закоулкам захваченных стран, стараясь сохранить их на черный день. До сих пор неизвестно, куда именно спрятали нацисты огромные богатства; на их поиски ежегодно отправляются тысячи людей со всего мира.

    История «Гиганта»

    Судетская область казалась военным министрам Рейха одним из самых безопасных мест. Именно здесь они предполагали скрыть не только тонны захваченного золота, но и целые промышленные объекты. Был инициирован запуск секретного проекта «Гигант», в рамках которого все необходимое должно было быть спрятано в огромных подземных тоннелях. Проектом занялся личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер. Масштабное строительство завершить не удалось: было построено всего несколько десятков километров подземных сооружений, куда, при начале наступления Красной Армии, нацисты и поторопились загнать несколько составов, груженных награбленными богатствами.

    Обнаруженные сокровища

    Кладоискатели обнаружили «золотой состав» в одном из тоннелей проекта «Гигант». Их должны были перевезти из Вроцлава в Берлин - но к тому моменту, когда поезда были готовы к отправке, Берлин уже был занят войсками Красной Армии. Тоннель берет начало у местной достопримечательности: замок Ксенж служил во время войны штаб-квартирой Немецких имперских железных дорог. Легенды об этом месте ходили еще во время войны. Местные уверяли, что именно сюда и были загнаны драгоценные поезда. Как выяснилось, легенды оказались правдивы: снимки с георадара, предоставленные удачливыми золотоискателями, заставили польские власти окружить местность военизированными отрядами полиции.

    Мнение властей

    Для начала, польские власти полностью согласились с требованиями золотоискателей на одну десятую часть добычи. Петр Жуховский, замминистра культуры страны, уверяет, что обнаружен один из самых крупных «золотых поездов» Третьего Рейха. Сложность заключается в том, что местность была тщательно заминирована и на то, чтобы пробиться к поезду, потребуется немало сил и средств.

    Кому это все принадлежит

    До начала работ пройдет еще как минимум несколько месяцев, но претензии на содержимое состава уже предъявили несколько стран. Польша благоразумно уверяет, что все личные вещи будут возвращены наследникам погибших - никому не хочется связываться с проклятым войной богатством. Свои притязания на содержимое предъявляет и Всемирный еврейский конгресс: его представители настаивают на передачи всего найденного польским евреям. Масла в огонь добавляет и недавнее заверение директора замка Магдалены Вох о том, что в районе Ксенжа спрятано еще несколько таких же поездов.

    Повышенное внимание чуть ли не всей Европы приковано к раскопкам в Польше. Легендарный «золотой поезд» нацистов - тот самый эшелон, который якобы вывозил в Германию награбленные нацистами сокровища, вот-вот может быть найден. По крайне мере, шансы на это, полагают исследователи, велики, как никогда.

    Чем глубже зарывается ковш, тем больше нетерпение окружающих. Возможно, еще чуть-чуть и будет разгадана одна из главных тайн ХХ века. Не исключено что, именно здесь погребен так называемый «золотой поезд» Третьего рейха.

    «Должен признать, результаты исследований, проведенных с помощью гео-радаров, многообещающи. Их проводили шесть независимых фирм с помощью восьми разных приборов. Так что это не может быть совпадение. Все оборудование показывает, что туннель в месте поисков действительно существует», - говорит представитель группы поисковиков Анджей Гайк.

    Главный вопрос сейчас - есть ли в этом тоннеле эшелон, в вагонах которого может быть несметное количество драгоценностей, предметы искусства и даже, по некоторым догадкам, Янтарная комната из Царского села. Согласно легенде, «поезд-призрак» зимой 1945 года вышел из Бреслау (нынешний Вроцлав), унося с собой награбленные нацистами на оккупированных территориях ценности. А дальше - как сквозь землю провалился. По мнению кладоискателей, в прямом смысле. Они уверены: мифические сокровища, стоимость которых оценивают в миллиарды евро - прямо здесь, под ногами, в одном из лабиринтов замка Кщенж, под которым якобы был построен целый подземный город, один из секретных бункеров Гитлера.

    «Я бы никогда в это не ввязался, если бы не был уверен в успехе», - говорит участник экспедиции Петр Копер.

    Поиски начались в прошлом году с заявления двоих искателей-энтузиастов о том, что они знают, где находится эшелон. Этого хватило, чтобы в Польшу со всего света слетелись сотни кладоискателей, чтобы рыть землю, причем, с риском для жизни. По одной из версий, нацисты заминировали подходы к составу. Власти отреагировали быстро - место оцепили, стянули военных, саперов и заявили, что все найденное в случае удачи перейдет в собственность государства, после чего о кладе на год как будто забыли. И лишь накануне мир облетела новость - раскопки начались, поисковики - в считанных днях от разгадки тайны.

    «Думаю, в течение недели или даже пяти дней мы поймем, есть здесь что-то или нет», - говорит Анджей Гайк.

    Но даже если нет, это, скорее всего, лишь подогреет интерес к мифическому поезду. Ведь мест, где он может находиться, останется меньше, а значит - шансов найти, если он все-таки существует, больше. А власти Валбжиха по-прежнему будут обеспечены потоком людей, желающих посмотреть на места, окутанные флером тайны. Скептики давно говорят о том, что власти польского городка сами раздули эту историю, чтобы привлечь побольше туристов.

    Российские, польские и даже израильские СМИ, затаив дыхание, следят за поисками нацистского бронепоезда, который, по легенде, погребен где-то в подземных туннелях польского города Валбжих (Нижняя Силезия, близ чешской границы). Журналисты "Аnews" привели 9 фактов о "золотом поезде", которые не оставят равнодушными никого из любителей тайн и кладов.

    1. Что именно нашли?

    Предполагают, что это может быть бесследно исчезнувший в 1945-м поезд Третьего рейха, на котором, согласно легенде, отступавшие нацисты тайно вывезли награбленное золото, драгоценности и картины. В составе, предположительно, 40 с лишним вагонов, его длина – от 100 до 150 метров.

    Теоретически, в поезде может быть 300 тонн золота на полмиллиарда долларов, в том числе целые ящики золотых колец, оправ и зубов жертв концлагерей.

    По одной из версий, под броней фрагменты знаменитой Янтарной комнаты, похищенной нацистами под Петербургом и вывезенной в Кёнигсберг.

    2. Что за легенда связана с поездом?

    Слухи о том, что нацисты успели эвакуировать "трофейные" сокровища, ходят с конца войны. Были даже свидетели, утверждавшие, будто они своими глазами видели тайно уходящий из Кёнигсберга нацистский состав. С тех пор "золотой поезд" не давал покоя кладоискателям всего мира, а рассказы о нем стали частью восточноевропейского фольклора.

    В 2011 году немецкий инженер-строитель и любитель истории Маттиас Глуба, листая военные архивы городка Ауэрсвальде (близ Хемница в Саксонии), обнаружил планы секретных подземных выработок и детали транспортировок из Кёнигсберга. В частности, в документах о воздушном налете на сортировочную станцию в Бреслау (ныне Вроцлав) 4 февраля 1945 года говорилось, что 40 вагонов благополучно отбыли неповрежденными из Кёнигсберга, взятого позже Красной Армией, и "в обстановке строжайшей секретности" направляются из Вроцлава в Ауэрсвальде.

    Но, выехав из Вроцлава, нацистский поезд словно сквозь землю провалился (возможно, буквально). По одним данным, он добрался до Ауэрсвальде. В документах, найденных Маттиасом, имеются записи, что сотни советских военнопленных под надзором СС разгружали там какой-то состав и складывали ящики в подземные хранилища где-то в местных лесах. Но по другим данным, поезд сгинул на пути из Вроцлава в Валбжих - на станции в Свебодзице (12 км к северу от Валбжиха) его так и не дождались.

    Многие историки и поисковики полагают, что поезд мог укрыться от советской авиации в одном из туннелей, который обрушился в результате бомбардировок, либо его специально закопали и заминировали все подходы, надеясь вернуться за золотом.

    3. Как поезд нашли?

    Место, где был спрятан поезд, якобы знал некий человек, помогавший его прятать. По легенде, он выдал свою тайну перед смертью. А в августе этого года двое неназванных старателей, поляк и немец, заявили через адвокатов, что действительно нашли поезд. Его точные координаты они согласились передать властям в обмен на вознаграждение в размере 10% от стоимости груза.

    "Информация более чем правдоподобна, - заявил вскоре замминистра культуры Польши Петр Жуховский. - Я уверен на более чем 99%, что этот поезд существует". Он рассказал, что видел георадарные снимки бронированного объекта, длиной не меньше 100 метров, с орудийными площадками на платформах.

    4. Неужели это тот самый "золотой поезд"?

    Специалисты предполагают, что в поезде, если его все-таки раскопают, найдут не золото, а оружие и боеприпасы тех времен, либо стратегическое сырье для военной промышленности Третьего рейха – например, вольфрамовую руду.

    Вот что говорят польские власти и прочие знатоки.

    Замминистра культуры Жуховский:

    "Я не верю в "золото Вроцлава". Драгоценный груз было бы намного безопаснее переправлять малыми партиями, и я думаю, так оно и было". Он напомнил, что большое количество золота было действительно вывезено нацистами через международную банковскую систему или частными лицами.

    Глава одного из местных воеводств Томаш Смолаж:

    "На основании имеющихся документов нельзя однозначно утверждать, что эта находка в данном месте подтверждена. В прошлом появлялось много спекуляций на тему обнаружения "золотого поезда", которые не находили подтверждения. На этот раз ценность данных не выше".


    Мэр Валбжиха Роман Шелемей:

    "Нас в Силезии уже давно не удивляют люди, думающие, что они обладают "особым знанием". Любой житель Валбжиха не однажды слышал такие истории, так что в них нет ничего нового. Правда, на сей раз удивляет решительный настрой тех двоих, которые требуют награды за свою находку. Тем не менее, я отношусь к ней очень скептически".

    5. "Золотых поездов" было несколько?

    Известно, что в 1942-43 годах нацисты использовали военнопленных и узников концлагерей на строительстве целой сети подземных бункеров и туннелей под городом в Нижней Силезии (вдоль участка современной границы Польши и Чехии), в том числе под Валбжихом. Это был так называемый проект "Великан" (Riese), в рамках которого Третий рейх хотел спрятать под землю свои промышленные предприятия и оборудовать главную ставку Гитлера. Проект включал семь комплексов подземных военных объектов, однако ни один из них не был завершен, и лишь небольшой процент туннелей успели укрепить бетоном. Можно сказать, что строительство пришлось бросить на начальном этапе.

    6. Почему на клад претендует Россия?

    Со стороны России пока не было никаких официальных претензий. Газетную шумиху и возмущение польских чиновников вызвало мнение российского юриста и правозащитника Михаила Иоффе, давшего комментарий радиостанции "Спутник" (бывший "Голос России"). Иоффе заявил, что это не клад, а награбленное имущество, груз, связанный с преступлениями нацистов, поэтому никаких юридических прав на его часть или вознаграждение у нашедших быть не может. Он считает, что Польша в данном случае обязана привлечь международных экспертов, в том числе представителей России, чтобы установить, о каком военном трофее идет речь. Имущество должно быть описано и доступно странам антигитлеровской коалиции, и если окажется, что оно вывезено в том числе с территории СССР, то эта часть груза должна быть передана российской стороне.

    7. Кто еще, кроме России?

    Кроме российского юриста, глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер напомнил, что многие из предполагаемых ценностей в поезде были украдены или отняты у евреев, которых нацисты отправили на смерть. "Должно быть сделано все, чтобы вернуть эту собственность ее законным владельцам или наследникам", - заявил он.

    8. Почему Польша не хочет делиться?

    "Если окажется что в этом поезде есть вещи, принадлежность которых не вызывает сомнения, то они будут отданы", - пообещал польский Минкульт. Однако право собственности еще нужно доказать, что позже подчеркнул замминистра культуры.

    По словам Петра Жуховского, польские юристы, с которыми он лично консультировался, "однозначно заявляют, что если поезд будет найден, он будет собственностью государственной казны".

    Предполагается, что первоначальная проверка данных может занять несколько недель. Министерство обороны Польши приступает к разведке местности: армия оценит, сколько оборудования и личного состава будет участвовать в раскопках. А сами они, как ранее сказал Жуховский, начнутся, скорее всего, только весной 2016 года.

    Пока же власти отказались от дальнейших комментариев и строго предупредили о смертельной опасности самостоятельных попыток найти заминированный "золотой поезд".

    «Существует огромная вероятность, что поезд найден», — сообщил Петр Жуховский, статс-секретарь минкульта Польши. Он призвал частных «искателей сокровищ» воздержаться от самостоятельных поисков, поскольку в грузе поезда могут содержаться «небезопасные материалы» времен Второй мировой войны.

    Власти же города Валбжих созвали пресс-конференцию, на которой объявили, что, по имеющимся у них данным, поезд точно находится в административных границах города (об этом объявил вице-мэр города Збигнев Новачик). Кто все-таки обнаружил поезд, тем не менее осталось неизвестным. На конференции присутствовали лишь юристы, представлявшие их интересы.

    Впрочем, пока это все сообщения, касающиеся не вполне четкой, но заранее обреченной на сенсацию информации. Такой же шум мог подняться в России, если бы , например, заявил об уверенности в обнаружении Янтарной комнаты или библиотеки . Кстати, в случае с Янтарной комнатой такое заявление, возможно, стоило бы сделать, поскольку среди многочисленных версий о ее возможном местонахождении имеется и предположение о том, что комната также оказалась среди грузов «золотого поезда» из Бреслау.

    Собственно, все, что известно о «золотом поезде», базируется лишь на следующих зафиксированных фактах. В конце 1944 года, накануне наступления Красной армии на Нижнюю Силезию, входившую в те годы в состав Третьего рейха, комендант Бреслау, столицы этой земли, издал указ, предписывающий жителям города сдать все имеющееся у них на руках золото и драгоценности в государственный банк. Горожане действительно выполнили распоряжение военных властей. Вскоре к городу подошли советские войска, и началась осада и упорные многомесячные бои за город, завершившиеся лишь весной 1945 года. В ходе этих боев город был подвергнут масштабным разрушениям. После войны обнаружить следы золота, хранившегося в городе, не удалось. Этим вроде бы пыталась заниматься советская комендатура, однако ни к каким внятным результатам это не привело. Тем не менее предположение о том, что до полного окружения Бреслау золото могли вывезти из города и спрятать где-то в Силезии, казалось относительно правдоподобным.

    После войны Нижняя Силезия была передана Польше, и польские власти продолжили поиск золота. Первое предположение о том, куда оно могло деться, появилось после ареста в Польше в 1953 году Герберта Клозе — бывшего капитана полиции Бреслау, проживавшего в нижнесилезской деревне по чужим документам. В ходе допроса службой безопасности он рассказал, что был свидетелем вывоза золота и знает о направлениях эвакуации. Правда, в версии Клозе ни о каком поезде речи не было — золото, по его сведениям, погрузили в ящики и вывезли колонной грузовиков в направлении Судет (горная местность на западе нынешней Чехии).

    Впрочем, сведения Клозе — довольно специфический источник. Арест польской госбезопасности в начале 1950-х годов означал для бывшего германского полицейского, к тому же служившего в СС, довольно мрачные перспективы, и, стараясь оттянуть суд, он давал все новые и новые сведения о золоте, регулярно меняя показания.

    Тем не менее других документальных свидетельств о золоте, кроме протоколов допроса офицера полиции Бреслау, нет.

    Позже, однако, появились предположения, что ценности вывезли по железной дороге. Состав с 12 вагонами мог отправиться из Вроцлава в направлении города Вальденбург, однако так и не прибыл на станцию назначения. Во всяком случае, так звучит легенда (подтвердить документально отправление и маршрут состава из прифронтового города после войны было невозможно, остались лишь разрозненные устные свидетельства). В состав, по предположениям, могли входить, помимо золота жителей Бреслау, также похищенные нацистами произведения искусства из европейских музеев и частных коллекций. В том числе, как упоминалось выше, и Янтарная комната.

    Что еще можно сказать с определенностью — в Нижней Силезии действительно было где спрятать груз. В шахтерском районе на границе с Чехией хватало шахт и подземных ходов. Кроме того, в последние годы войны немцы предполагали превратить горные районы Нижней Силезии в центр размещения стратегической промышленности и, возможно, некоторых других секретных объектов (здесь точные сведения опять уступают место предположениям и сенсациям: в частности, принято говорить о «тайной штаб-квартире Гитлера» и пользоваться другими подобного же рода сенсационными определениями) и проводили там обширные работы по строительству тоннелей и подземных помещений. Карта этих сооружений до сих пор не составлена до конца и издавна привлекает различных искателей тайн (впрочем, часть подземных ходов давно стали туристическим аттракционом). Именно в этих тоннелях в Совиных горах близ города Валбжих (немецкое название — Вальденбург) склонны помещать «золотой поезд» те, кто в него верит.

    Нынешний виток разговоров вокруг поезда начался после того, как власти города Валбжих получили письмо от двух человек — их имена так и не были названы публике. Известно лишь, что один из писавших поляк, а другой немец. Они объявили, что обнаружили поезд, и сказали, что сообщат координаты тому, кто гарантирует им стоимость 10% содержимого. Стоит заметить: даже нашедшие подчеркивают, что не знают содержимого вагонов, т.к. боятся, что они могут оказаться заминированы. Авторы письма описывают находку как бронированный поезд с установленными на нем зенитными орудиями. При этом, по их утверждению, в вагонах можно видеть драгоценности и ценные руды.

    По не вполне ясным пока причинам власти города Валбжих посчитали сообщение серьезным (хотя и признаются, что до этого регулярно получали устные сообщения на эту же тему). Письмо было отправлено в , государственного имущества и культуры. Откуда вчера пришло подтверждение одного из членов руководства о «личной убежденности» в том, что поезд найден.

    Анонимные открыватели поезда не первые, кто пытается добиться гарантий от польских властей в получении денег за сведения о предположительно замурованном в Совиных горах составе. В 1995 году даже выдало гарантии на получение 10% стоимости ценностей, скрытых в поезде, в случае обнаружения некоему Владиславу Подисибирскому — археологу-любителю из Нижней Силезии. Правда, тогда поиски проводились секретно и о соглашении узнали гораздо позже.

    Рассуждать заранее о том, возможно ли обнаружение «золотого поезда», или мы имеем дело с еще одним звеном в этой безнадежной, но никогда не оканчивающейся цепи поисков, невозможно. Немцы действительно строили подземные хранилища и наполняли их определенным содержимым. Некоторые эксперты уже высказали предположение, что, даже если какое-то хранилище обнаружено, в нем с большей долей вероятности может оказаться не золото, а, например, запас вольфрама — стратегического сырья для планировавшихся к размещению в Нижней Силезии промышленных производств. Впрочем, слова «подземелье», «Третий рейх», «золото» и «Совиные горы» создают слишком красивую комбинацию для того, чтобы бороться и искать.

    Похожие статьи