• Приспособление организма к условиям существования обозначается. Пример адаптации людей и животных в окружающем мире. Физиологические адаптации: примеры. Задания в открытой форме

    25.02.2022

    Вопрос 1. Что такое физиологическая адаптация? Как она возникает и что лежит в её основе?

    Физиологическая адаптация совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза.

    Адаптацию организма различают генотипическую и фенотипическую. В основе генотипической лежат условия естественного отбора и мутаций, которые привели к изменениям в организмах целого вида или популяции. Именно в процессе этого типа адаптации были сформированы современные виды животных, птиц и человека. Генотипическая форма адаптации является наследственной. Фенотипическая форма адаптации обусловлена индивидуальными изменениями в конкретном организме для комфортного пребывания в определенных климатических условиях. Также может развиваться вследствие постоянного воздействия агрессивной среды. В результате организм приобретает устойчивость к ее условиям.

    Вопрос 2. Приведите примеры функциональных приспособительных изменений у животных.

    Разнообразные механизмы физиологической адаптации к неблагоприятным условиям выработали птицы и млекопитающие. У человека плохо регулируется солевой обмен, и поэтому он не может долго обходиться без пресной воды. Но рептилии и птицы, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, позволяющие им быстро избавляться от избытка солей.

    Вопрос 3. Каким образом обитатели пустыни приспосабливаются к отсутствию воды?

    Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Птицы и млекопитающие способны регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей. Например, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение как с дыхательных путей, так и через потовые железы.

    Вопрос 4. Используя знания, полученные при изучении курса «Человек и его здоровье», приведите примеры физиологических адаптаций у человека.

    Срочная физиологическая адаптация в первую очередь запускает в действие избыточные структуры. Например, жизнедеятельность человеческого организма вполне может обеспечиваться и одним легким. В состоянии расслабления и покоя легкие работают ровно в половину своей мощности, а вот при воздействии необычного фактора потребление воздуха увеличивается в разы. При этом готова к работе и кровеносная система, которая перекачивает и обогащает кислородом в шесть раз больше объема крови, чем обычно.

    Длительная физиологическая адаптация возникает чаще всего при систематическом воздействии раздражителя, его периодическом возникновении. Это бывает у альпинистов, спортсменов и т.д. В результате подобного перманентного воздействия организм вырабатывает необходимые адаптивные механизмы, действие которых не угасает, а активизируется при наличии фактора-раздражителя. При этом нет необходимости запуска адаптации по срочному принципу – организм вполне адекватно воспринимает раздражитель, он уже имеет активный запас необходимых показателей, которые не позволяют организму испытывать стресс. Именно поэтому быстрый бег для спортсмена-бегуна – норма, поддерживающая его физическую форму, а для нетренированного человека – громадный стресс, способный привести к тяжелым последствиям при адаптации.

    Вопрос 5. Как вы считаете, особь или популяция является единицей приспособления? Объясните, почему вы сделали такой вывод.

    Единицей приспособления является особь, а единицей эволюции – популяция. Причина этого в том, что разнообразие генотипов, из которых может происходить отбор наиболее удачных, возможен лишь в группе особей одного вида, среди которых есть панмиксия и в которой отобранные генотипы смогут сохраниться и распространиться, т.е. в популяции.

    Вопрос 6. Согласны ли вы с утверждением, что все приспособительные признаки носят относительный характер? Докажите свою точку зрения и приведите примеры.

    Данное утверждение верно. Любые приспособления «срабатывают» только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или даже вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы её, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что мешают есть, и зверёк может погибнуть от голода.

    Карточки-задания для самостоятельных и домашних занятий учащихся (вариант № 1)

    Картачка № 1. Термин «Олимпиада» в древней Греции обозначал…

    а. синоним Олимпийских игр.

    б. собрание спортсменов в одном городе.

    в. четырехлетний период между Олимпийскими играми.

    г. первый год четырехлетия, наступление которого празднуются играми.

    2. Когда празднуются Игры Олимпиады?

    а. Это зависит от решения МОК.

    б. В течение первого года празднуемой Олимпиады.

    в. В течение второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.

    г. В течение последнего года празднуемой Олимпиады.

    3. Впервые с 1912 года спортсмены нашей страны выступили под российским

    флагом в…

    а. 1992 г. на XVI играх в Альбервилле, Франция.

    б. 1992 г. на Играх XXV Олимпиады в Барселоне, Испания.

    в. 1994 г. на XVII играх в Лиллехаммере, Норвегия.

    г. 1996 г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США.

    4. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов, Евгений Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

    а. лыжных гонках. в. гимнастике.

    б. биатлоне. г. плавании.

    5. Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель - Чемпионы Олимпийских игр в...

    а. хоккее. в. борьбе и боксе.

    б. гимнастике. г. легкой атлетике.

    6. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в…

    а. укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей.

    б. обучении двигательным действиям и повышении работоспособности.

    в. совершенствовании природных, физических свойств людей.

    г. создании специфических духовных ценностей.

    7. Смысл физического воспитания заключается…

    а. в создании условий для протекания процессов физического развития человека.

    б. в формировании двигательных навыков и воспитании физических качеств.

    в. в повышении физической работоспособности и подготовленности человека.

    г. в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

    8. Что из представленного не является отличительным признаком

    физической культуры?

    а. обеспечение безопасности жизнедеятельности.

    б. виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений

    в. знания, принципы, правила и методика использования упражнений..

    г. активная двигательная деятельность человека.

    9. Как называется деятельность, составляющая основу физической культуры?

    а. Физическая подготовка. в. Физическое развитие.

    б. Физическое совершенствование. г. Физическое упражнение.

    10. Под физическим развитием понимается...

    а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки,

    жизненная емкость легких, динамометрия.

    б. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий

    физической культурой и спортом.

    в. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на

    протяжении индивидуальной жизни.

    г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания

    и кровообращения, физическая работоспособность.

    11. Специфика физического воспитания, как одного из видов воспитания заключается…

    а. в формировании двигательных умений и навыков человека.

    б. в воспитании физических качеств человека.

    в. в повышении физической работоспособности человека.

    г. во всем вышеперечисленном.

    12. Физическая подготовка представляет собой...

    а. процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

    б. уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью.

    в. физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом.

    г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей

    13. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели

    физического воспитания?

      Адаптационные задачи. 5. Методические задачи.

      Воспитательные задачи. 6. Образовательные задачи.

      Гигиенические задачи. 7. Оздоровительные задачи

      Двигательные задачи. 8. Соревновательные задачи.

    а. 1, 5, 7. б. 2, 5, 8. в. 2, 6, 7. г. 3, 4, 6.

    14. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического

    воспитания решаются на основе…

    а. закаливания и физиотерапевтических процедур.

    б. совершенствования телосложения.

    в. обеспечения полноценного физического развития.

    г. формирования двигательных умений и навыков.

    15. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена...

    а. индивидуальными особенностями обучаемого.

    б. биомеханическими характеристиками двигательного действия.

    в. соотношением методов обучения и воспитания.

    г. закономерностями формирования двигательных навыков.

    16. Оздоровительное значение физических упражнений обусловливает их…

    а. форма. б. содержание. в. техника. г. гигиена.

    17. Двигательными умениями и навыками принято называть...

    а. способность выполнить упражнение без активизации внимания.

    б. правильное выполнение двигательных действий.

    в. уровень владения движением при активизации внимания.

    г. способы управления двигательными действиями.

    18. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято обозначать как…

    а. функциональные системы. в. физические качества.

    б. мышечные напряжения. г. координационные способности.

    а. координацию. б. быстроту. в. выносливость. г. гибкость.

    20. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

    а. подвижных и спортивных игр. в. скоростно-силовых упражнений.

    б. выпрыгиваний вверх с места. г. прыжков в глубину.

    21. Фактором преимущественно обусловливающим проявление общей выносливости является уровень развития…

    а. скоростно-силовых способностей.

    б. личностно-психических качеств.

    в. функциональной экономичности.

    г. аэробных возможностей.

    22. Метод равномерного непрерывного упражнения является наиболее распространенным при воспитании…

    а. специальной выносливости. в. общей выносливости.

    б. скоростной выносливости. г. элементарных форм выносливости.

    23. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока

    физической культуры?

    1. Функциональная подготовка организма.

    2. Разучивание двигательных действий.

    3. Коррекция осанки.

    4. Воспитание физических качеств.

    5. Восстановление работоспособности.

    6. Активизация внимания.

    а. 1, 4. б. 2, 4. в. 2, 6. г. 3, 5.

    24. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

    а. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

    б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

    в. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

    г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

    25. Совершенствование духовных и природных сил человека преимущественно характерно для … деятельности.

    а. профессиональной в. физкультурной

    б. корригирующей г. Спортивной

    26. Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья» указал, что главным для сохранения здоровья является…

    а. режим сна. в. спортивный режим.

    б. режим питания. г. двигательный режим.

    27. Точкой отсчета возникновения физического воспитания является осознание возможности …

    а. освоения двигательных действий. в. укрепления здоровья.

    б. воспитания физических качеств. г. упражняемости.

    28. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…

    а. развитие физических качеств людей.

    б. поддержание высокой работоспособности людей.

    в. сохранение и улучшение здоровья людей.

    г. подготовку к профессиональной деятельности.

    Задания в открытой форме

    Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов

    29. Свободное движение тела относительно оси вращения называется ….

    30. Положение занимающихся на согнутых ногах называется ….

    31. Быстрый переход из упора в вис называется …

    32. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как ….

    33. Временное снижение работоспособности принято называть …

    34. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств принято называть физическим...

    35. Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания называется физическим…

    36. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связано с понятием «физическое … ».

    37. Уровень физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям жизни принято обозначать как физическое ….

    38. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой следует фаза …

    39. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как …

    40. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием…

    Карточки-задания для самостоятельных и домашних занятий учащихся (вариант № 2)

    Теоретико-методические задания по физической культуре для обучающихся

    7-8 классов

    Задания в закрытой форме

      Двигательными умениями и навыками принято называть…

    А. способность выполнить упражнение без активации внимания.

    Б. правильное выполнение двигательных действий.

    В. уровень владения движением при активизации внимания.

    Г. Способы управления двигательным действием.

    2. Задачи по сохранению и укреплению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе…

    А. закаливания и физиотерапевтических процедур

    Б. совершенствование телосложения

    В. обеспечение полноценного физического развития.

    Г. формирование двигательных умений и навыков.

    3. Оздоровительное значение физических упражнений обуславливает их…

    В. техника.

    Г. гигиена.

    4. Какое следует наказание, если вратарь, находясь в пределах штрафной площаки, касается мяча руками за её пределами…

    А. угловой удар.

    Б. свободный удар.

    В. штрафной удар.

    Г. 11-метровый удар.

    5. При каком количестве фолов игрок должен быть удалён из игры по правилам ФИБА?

    6. В течении какого времени в баскетболе можно подать протест?

    А. по окончании игры.

    Б. через 30 минут после игры.

    В. через 60 минут.

    Г. в любое время.

    7. Укажите размеры баскетбольной площадки.

    8. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…

    А. развитие физических качеств людей.

    Б. поддержание высокой работоспособности людей.

    В. сохранение и улучшение здоровья людей.

    Г. подготовку к профессиональной деятельности.

    9. Термин гибкость означает…

    А. способность выполнять движения с большой амплитудой

    Б. способность быстро овладевать новыми движениями.

    В. способность преодолевать внешнее сопротивление.

    Способность удерживать равновесие.

    10. Олимпийские игры состоят из…

    А. соревнований между странами.

    Б. соревнований по летним и зимним видам спорта.

    В. игр летней Олимпиады и зимних Олимпийских игр.

    Г. открытия соревнований, награждения участников и закрытия соревнований.

    11. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено преимущественно…

    А. уровнем развития первобытных людей.

    Б. условиями существования человечества.

    В. характером трудовых и боевых действий людей

    Г. географическим расположением обитания людей

    12. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе « Сохранение здоровья», указал, что главным для сохранения здоровья является…

    А. режим сна.

    Б. режим питания.

    В. спортивный режим.

    Г. двигательный режим.

    13. Кто из древнегреческих философов считал движение целительной частью медицины?

    А. Платон .

    Б. Сократ.

    В. Геродот.

    Г. Плагион.

    14. Валерий Борзов, Валерий Брумень – чемпионы олимпийских игр в …

    А. плавании.

    Б. легкой атлетике.

    В. биатлоне.

    Г. лыжных гонках.

    15. На каких зимних олимпийских играх Владимир Григорьев завоевал олимпийскую медаль в шорт - треке?...

    А. XXI

    Б. XXII

    В. XIX

    Г. XVII

    16. В каком году впервые был введён Всесоюзный физкультурный комплекс « Готов к труду и обороне СССР»?

    Б. 1931 г.

    17. В современный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс « Готов к труду и обороне» включены:

    А. 5 ступеней.

    Б. 7 ступеней.

    В. 9 ступеней.

    Г. 11 ступеней.

    Задания в открытой форме

    18. Как называлась ступень Всесоюзный физкультурный комплекс « Готов к труду и обороне» специально введённая для школьников?….

    19. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием…

    20. Способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения упражнения обозначается как …

    Задание на сопоставление

    21. Сопоставьте фамилии олимпийских чемпионов с видами спорта, в которых выступали спортсмены.

    22. Сопоставьте размеры спортивных площадок с видами спорта

    23. Сопоставьте названия спортивных игр и имена авторов, сформулировавших их правила

    Задания, связанные с графическим изображением

    24 . Изобразите графически:

    А. Стойка, руки на пояс.

    Б. Стойка ноги врозь, руки в стороны.

    В. Стойка на коленях.

    Г. Стойка на лопатках

    25. Изобразите графически:

    Б. Присед, руки на пояс.

    В. Сед углом, ноги врозь.

    Г. Упор лежа сзади прогнувшись.

    (тесты)

    Укажите в бланке:

    Задания в закрытой форме.

    А. 1912 году.

    Б. 1920 году.

    В. 1952 году.

    Г. 1960 году.

    А. законом выживания.

    Б. материальным статусом.

    А. Людвиг Гуттман.

    Б. Хуан Антонио Самаранч.

    Г. Пьер де Кубертен.

    А. менее 12 уд./мин.

    Б. от 12 до 18 уд./мин.

    В. от 19 до 25 уд./мин.

    Г. более 25 уд./мин.

    А. образом жизни.

    Б. отсутствием болезней.

    В. уровнем здравоохранения.

    А. 1982 году.

    Б. 1986 году.

    В. 1994 году.

    Г. 1998 году

    А. двигательный режим.

    Б. рациональное питание.

    Г. закаливание организма.

    А. физической культуры.

    Б. физического развития.

    В. укрепления здоровья.

    Г. физического воспитания.

    А. форма.

    В. техника.

    Г. гигиена.

    А. физическая подготовка.

    В. физическое совершенство.

    А. силы.

    Б. быстроты.

    В. выносливости.

    Г. скоростной силы.

    А. 1,2,3,4.

    Б. 2,3,1,4.

    В. 3,2,4,1.

    Г. 4,3,2,1.

    А. физическими качествами.

    Б. мышечными напряжениями.

    А. координацию.

    Б. быстроту.

    В. выносливость.

    Г. гибкость.

    Б. скоростной выносливости.

    В. общей выносливости.

    А. повторный.

    Б. интервальный.

    В. переменный.

    Г. «взрывной».

    А. биологических.

    Б. мотивов.

    В. привычек.

    Г. убеждений.

    Задания в открытой форме.

    Поздравляем!

    Ответы:

    Задания в закрытой форме.

    1.- б

    2.- в

    3.- в

    4.- а

    5.- в

    6.- в

    7.- в

    8.- а

    9.- в

    10.- в

    11.- а

    12.- г

    13.- б

    14.- а

    15.- г

    16.- б

    17.- а

    18.- б

    19.- г

    20.- б

    21.- а

    22.- г

    23.- в

    24.- а

    25.- в

    Задания в открытой форме.

    Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в предложенный вариант.

    26.- здоровьем

    27.- развитием

    28.- совершенство

    29.- упор

    30.- присед

    31.- мах

    32.- спад

    33.- травмой

    34.- утомлением

    35.- фронтальным

    36.- роста

    37.- специализация

    38.- групповым

    39.- адаптация

    40.- закаливания

    Предварительный просмотр:

    Теоретико-методические задания

    По предмету «Физическая культура»

    (тесты)

    Инструкция по выполнению заданий.

    Вам предлагаются задания, которые разработаны на основе содержания минимальных требований, предъявляемых к уровню подготовленности выпускников средней школы по предмету «Физическая культура».

    Задания объединены в две группы:

    Задания в закрытой форме, то есть с предложенными вариантами ответов. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержаться как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является только одно – то, которое полно соответствует смыслу утверждения.

    Выбранные варианты отмечаются зачеркиванием соответствующей буквы в бланке заданий: «а», «б», «в» или «г»;

    Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов завершения. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное слово вписывается в соответствующий вопрос задания.

    Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Контролируйте время выполнения заданий.

    Записи должны быть разборчивыми. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

    Укажите в бланке:

    Фамилию, имя, отчество_______________________________________________________

    Школа, класс________________________________________________________________

    Задания в закрытой форме.

    1. Впервые олимпийская клятва спортсменов бороться честно прозвучала в:

    А. 1912 году.

    Б. 1920 году.

    В. 1952 году.

    Г. 1960 году.

    2. Первое участие России в Олимпийских играх произошло на Играх:

    А. II Олимпиады в Париже 1900 г.

    Б. IV Олимпиады в Лондоне 1908 г.

    В. V Олимпиады в Стокгольме 1912 г.

    Г. VII Олимпиады в Антверпене 1920 г.

    3. Возникновение и первоначальное формирование физического воспитания как общественное явление определялось …

    А. законом выживания.

    Б. материальным статусом.

    В. Социальной необходимостью.

    Г. личной заинтересованностью.

    4. Основателем параолимпийского движения стал:

    А. Людвиг Гуттман.

    Б. Хуан Антонио Самаранч.

    В. Римский император Феодосий I.

    Г. Пьер де Кубертен.

    5. Олимпийские игры состоят из …

    А. из соревнований между странами.

    Б. из соревнований по летним и зимним видам спорта.

    В. Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр.

    Г. открытия, соревнований, награждения участников и закрытия.

    6. В зимних Олимпийских играх СССР дебютировала в …

    А.1952 г. на VI играх в Осло, Норвегия.

    Б.1952 г. на XV играх в Хельсинки, Финляндия.

    В.1956 г. на VII играх в Кортина д Ампеццо, Италия.

    Г.1960 г. на VIII играх в Скво Велли, США.

    7. Реакция сердечно-сосудистой системы оценивается как плохая, если разность частоты сердечных сокращений в положении лежа составляет …

    А. менее 12 уд./мин.

    Б. от 12 до 18 уд./мин.

    В. от 19 до 25 уд./мин.

    Г. более 25 уд./мин.

    8. Состояние здоровья обусловлено …

    А. образом жизни.

    Б. отсутствием болезней.

    В. уровнем здравоохранения.

    Г. резервными возможностями организма.

    9. В зимних Параолимпийских играх Россия дебютировала в …

    А. 1982 году.

    Б. 1986 году.

    В. 1994 году.

    Г. 1998 году

    10. Оздоровительный эффект в занятиях учащихся подросткового возраста достигается с помощью …

    А. проведения занятий на обычной увеличенной и уменьшенной площади.

    Б. изменение количества повторений одного и того же упражнения.

    В. упражнения аэробной направленности средней и большой интенсивности.

    Г. упражнений с интенсивностью выше порога анаэробного обмена.

    11. Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является …

    А. двигательный режим.

    Б. рациональное питание.

    В. личная и общественная гигиена.

    Г. закаливание организма.

    12. Обучение двигательным действиям и воспитания физических качеств составляет основу …

    А. физической культуры.

    Б. физического развития.

    В. укрепления здоровья.

    Г. физического воспитания.

    13. Оздоровительное значение физических упражнений обуславливает их …

    А. форма.

    В. техника.

    Г. гигиена.

    14. Процесс, направленный на совершенствование двигательных способностей, необходимых в жизни обозначается как …

    А. физическая подготовка.

    Б. физкультурное образование.

    В. физическое совершенство.

    15. Основой методики воспитания физических качеств является …

    А. возрастная адекватность нагрузки.

    Б. обучение двигательным действиям.

    В. выполнение физических упражнений.

    Г. постепенное повышение силы воздействия.

    16. Соотношение между объемом и интенсивность двигательной активности характеризуется …

    А. увеличением ответных реакций организма.

    Б. обратно пропорциональной зависимостью.

    В. показателями темпа и скорости движений.

    Г. прямо пропорциональной зависимостью.

    17. Метод повторного упражнения с непредельными отягощениями при выполнении действий, выполняемых до отказа, используются при воспитании …

    А. силы.

    Б. быстроты.

    В. выносливости.

    Г. скоростной силы.

    18. Основу «непрерывности» физического воспитания составляет …

    А. отсутствие интервалов отдыха.

    Б. взаимодействие эффектов занятий физическими упражнениями.

    В. сочетание занятий оздоровительной и развивающей направленности.

    Г. разнообразие форм занятий.

    19. В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного и расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от …

    А. предпочтения преподавателя.

    Б. количества элементов, составляющих двигательное действие.

    В. возможности расчленения двигательного действия.

    Г. сложности двигательного действия.

    20. Укажите последовательность решения задач в процессе обучения двигательным действиям (1.3акрепление; 2.Ознакомление; 3.Разучивание; 4.Совершенствование) …

    А. 1,2,3,4.

    Б. 2,3,1,4.

    В. 3,2,4,1.

    Г. 4,3,2,1.

    21. Комплексы генетически обусловленных биологических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято называть …

    А. физическими качествами.

    Б. мышечными напряжениями.

    В. функциональными системами.

    Г. координационными способностями.

    А. координацию.

    Б. быстроту.

    В. выносливость.

    Г. гибкость.

    23. Метод равномерного непрерывного упражнения является наиболее распространенным при воспитании …

    А. специальной выносливости.

    Б. скоростной выносливости.

    В. общей выносливости.

    Г. элементарных форм проявления выносливости.

    24. Наиболее эффективным методом воспитания скоростных способностей является …

    А. повторный.

    Б. интервальный.

    В. переменный.

    Г. «взрывной».

    25. Потребность в физическом совершенствовании относится к категории …

    А. биологических.

    Б. мотивов.

    В. привычек.

    Г. убеждений.

    Задания в открытой форме.

    Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в предложенный вариант.

    26. Состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического морального и социального благополучия называется __________________________________________________________________.

    27. Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни воспитания называется физическим ____________________________________________________________________________.

    28. Уровень физического развития и подготовленности человека, соответствующий требования жизни принято обозначать как физическое _____________________________.

    29. Положение занимающегося, когда его плечи находятся выше точек опоры называется ____________________________________________________________________________.

    30. Положение занимающихся на согнутых ногах называется _______________________.

    31. Свободное движение тела относительно оси вращения называется ________________.

    32. Быстрый переход из упора в вис называется ___________________________________.

    33. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов называется _____________________________________________________________________________.

    34. Временное снижение работоспособности принято называть _____________________.

    35. Метод организации деятельности занимающихся, когда все выполняют одно и то же задание, называется ___________________________________________________________.

    36. В подростковый период силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению _________________________________________________________________.

    37. Акцентированное овладение элементами какой-либо спортивной дисциплины обозначается как _____________________________________________________________.

    38. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий одновременное выполнение несколькими группами разных заданий, называется ____________________.

    39. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием _____________________________________________________________________________.

    40. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе ______________________________.

    Вы закончили выполнение задания.

    Поздравляем!

    Ответы:

    Задания в закрытой форме.

    1.- б

    2.- в

    3.- в

    4.- а

    5.- в

    6.- в

    7.- в

    8.- а

    9.- в

    10.- в

    11.- а

    12.- г

    13.- б

    14.- а

    15.- г

    16.- б

    17.- а

    18.- б

    19.- г

    20.- б

    21.- а

    22.- г

    23.- в

    24.- а

    25.- в

    Задания в открытой форме.

    Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в предложенный вариант.

    26.- здоровьем

    27.- развитием

    28.- совершенство

    29.- упор

    30.- присед

    31.- мах

    32.- спад

    33.- травмой

    34.- утомлением

    35.- фронтальным

    36.- роста

    37.- специализация

    38.- групповым

    39.- адаптация

    40.- закаливания


    Теоретический тур

    Запишите букву правильного, на Ваш взгляд, окончания фразы или ответа для каждого пункта (1-30) в бланк ответов:

    1. Термин «Олимпиада» в древней Греции обозначал…

    А. синоним Олимпийских игр.

    Б. собрание спортсменов в одном городе.

    В. четырехлетний период между Олимпийскими играми.

    Г. первый год четырехлетия, наступление которого празднуются играми.

    2. Международный Олимпийский Комитет принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в …. году.

    А. 1923 б. 1924 в. 1925 г. 1926

    3. В зимних Олимпийских играх СССР дебютировал в…

    А. 1952 г. на VI играх в Осло (Норвегия).

    Б. 1952 г. на XV Играх в Хельсинки (Финляндия).

    В. 1956 г. на VII играх в Кортина д’Ампеццо (Италия).

    Г. 1956 г. на XVI Играх в Мельбурне (Австралия).

    4. Впервые с 1912 года спортсмены нашей страны выступили под российским флагом в…

    А. 1992 г. на XVI играх в Альбервилле, Франция.

    Б. 1992 г. на Играх XXV Олимпиады в Барселоне, Испания.

    В. 1994 г. на XVII играх в Лиллехаммере, Норвегия.

    Г. 1996 г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США.

    5. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов, Евгений Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

    А. лыжных гонках. в. гимнастике.

    Б. биатлоне. г. плавании.

    6. Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель - Чемпионы Олимпийских игр в...

    А. хоккее. в. борьбе и боксе.

    Б. гимнастике. г. легкой атлетике.

    7. Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляет основу…

    А. физической культуры. в. укрепления здоровья.

    Б. физического развития. г. физического воспитания.

    8. Что из представленного не является отличительным признаком

    Физической культуры?

    А. обеспечение безопасности жизнедеятельности.

    Б. виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений

    В. знания, принципы, правила и методика использования упражнений.

    Г. активная двигательная деятельность человека.

    9. Как называется деятельность, составляющая основу физической культуры?

    А. Физическая подготовка.

    Б. Физическое совершенствование.

    В. Физическое развитие.

    Г. Физическое упражнение.

    10. Под физическим развитием понимается...

    А. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки,

    Жизненная емкость легких, динамометрия.

    Б. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий

    Физической культурой и спортом.

    В. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на

    Протяжении индивидуальной жизни.

    Г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности

    Дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

    11. Динамика индивидуального развития человека обусловлена …

    А. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

    Б. генетикой и наследственностью человека.

    В. влиянием социальных и экологических факторов.

    Г. двигательной активностью человека.

    12. Гетерохронность развития проявляется в …

    А. генетическом контроле фаз развития организма.

    Б. неравномерности созревания разных систем организма.

    В. постепенном замедлении темпа изменения свойств организма.

    Г. скачкообразном ускорении развития в период полового созревания

    13. Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является …

    А. биологический возраст.

    Б. календарный возраст.

    В. скелетный и зубной возраст

    Г. сенситивный период.

    14. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания?


    1. Адаптационные задачи. 5. Методические задачи.

    2. Воспитательные задачи. 6. Образовательные задачи.

    3. Гигиенические задачи. 7. Оздоровительные задачи

    4. Двигательные задачи. 8. Соревновательные задачи.
    а. 1, 5, 7. б. 2, 5, 8. в. 2, 6, 7. г. 3, 4, 6.

    15. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе…

    А. закаливания и физиотерапевтических процедур.

    Б. совершенствования телосложения.

    В. обеспечения полноценного физического развития.

    Г. формирования двигательных умений и навыков.

    16. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена...

    А. индивидуальными особенностями обучаемого.

    Б. биомеханическими характеристиками двигательного действия.

    В. соотношением методов обучения и воспитания.

    Г. закономерностями формирования двигательных навыков.

    17. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено преимущественно…

    А. уровнем развития первобытных людей.

    Б. условиями существования человечества.

    В. характером трудовых и боевых действий людей.

    Г. географическим расположением обитания людей.

    18. Нагрузка физических упражнений характеризуется…

    А. величиной их воздействия на организм.

    Б. напряжением определенных мышечных групп.

    В. временем и количеством повторений двигательных действий.

    Г. подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием

    Здоровья.

    19. Оздоровительное значение физических упражнений обусловливает их…

    А. форма. б. содержание. в. техника. г. гигиена.

    20. Соотношение между объемом и интенсивностью двигательной активности характеризуется…

    А. увеличением ответных реакций организма.

    Б. обратно пропорциональной зависимостью.

    В. показателями темпа и скорости движений.

    Г. прямо пропорциональной зависимостью.

    21. Наиболее распространенным методом воспитания силовых способностей является…

    А. электростимуляция.

    Б. переменных упражнений, выполняемых «до отказа».

    В. круговая тренировка на основе силовых упражнений.

    Г. использование предельных и непредельных отягощений.

    А. координацию. б. быстроту. в. выносливость. г. гибкость.

    23. Наиболее распространенным методом совершенствования скоростно-силовых способностей является…

    А. интервальная тренировка.

    Б. метод повторного выполнения упражнений.

    В. метод выполнения упражнений с переменной интенсивностью.

    Г. метод расчлененно-конструктивного упражнения.

    24. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

    А. подвижных и спортивных игр.

    Б. выпрыгиваний вверх с места.

    В.скоростно-силовых упражнений.

    Г. прыжков в глубину.

    25. Наиболее распространенным методом воспитания выносливости является использование…

    А. «фартлека». в. равномерного непрерывного упражнения.

    Б. интервального режима. г. непрерывного упражнения в переменном

    26. Фактором, преимущественно обусловливающим проявление общей выносливости, является уровень развития…

    А. скоростно-силовых способностей.

    Б. личностно-психических качеств.

    В. функциональной экономичности.

    Г. аэробных возможностей.

    27. Наиболее эффективным методом воспитания скоростных способностей является…

    А. повторный. б. интервальный. в. переменный. г. «взрывной»

    28. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока физической культуры?

    1. Функциональная подготовка организма.

    2. Разучивание двигательных действий.

    3. Коррекция осанки.

    4. Воспитание физических качеств.

    5. Восстановление работоспособности.

    6. Активизация внимания.

    А. 1, 4. б. 2, 4. в. 2, 6. г. 3, 5.

    29. Укажите предпочтительную для утренней гимнастики последовательность упражнений.

    1. Упражнения, увеличивающие гибкость.

    2. Упражнения на дыхание, расслабление и восстановление.

    3. Упражнения для ног: выпады, приседания, подскоки.

    4. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы

    5. Упражнения, укрепляющие основные мышечные группы.

    6. Упражнения, способствующие переходу организма в рабочее

    Состояние.

    7. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.

    А. 1, 2, 3. 4, 5, 6, 7. в. 3, 5, 7, 1, 3, 2, 4.

    Б. 2, 6, 7, 1, 4, 5, 3. г. 6, 4, 5, 1, 7, 3, 2.

    30. Какие упражнения неэффективны при формировании телосложения?

    А. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

    Б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

    В. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

    Г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

    Завершите фразы (31-50), вписав соответствующее слово (словосочетание) в бланк ответов:

    31. Свободное движение тела относительно оси вращения - ….

    32. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов - …

    33. Положение занимающихся на согнутых ногах - ….

    34. Состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия - ….

    35. Быстрый переход из упора в вис - …

    36. Сгибание опорной ноги перед отталкиванием в лыжном спорте обозначается как ….

    37. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как ….

    38. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как ….

    39. Временное снижение работоспособности принято называть …

    40. Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как ….

    41. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств, принято называть...

    42. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается ….

    43. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе …

    44. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связано с понятием «физическое … ».

    45. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается …

    46. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой следует фаза …

    47. Восстановление функций организма после перенесенных заболеваний или травм принято называть процессом …

    48. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как …

    49. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием …

    50. Способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения упражнения обозначается как …

    Шифр участника___________

    Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

    Муниципальный этап, 2009/2010 учебный год

    Теоретический тур

    БЛАНК ОТВЕТОВ




    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    буква



    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    буква



    Ответ

    31

    32

    33

    34

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

    43

    44

    45

    46

    47

    48

    49

    50
    Похожие статьи