• Дружинина В.Н. (ред.) Современная психология. Психология. Учебник для гуманитарных вузов В н дружинин мастера психологии

    07.03.2022

    Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области — 22 июня 2001, Сочи) — российский психолог и организатор науки.

    Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета (1978), кандидат психологических наук («Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки», 1982), доктор психологических наук («Теоретические основы психологической диагностики познавательных способностей», 1991). Профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993).

    С 1992 по 2000 год работал заместителем директора Института психологии РАН, с 1995 года — директором Института психологии Государственного института гуманитарных наук (при РАН), с 1999 года — ректором Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург). Член специализированных советов при Ярославском государственном университете (с 1992) и МГУ (с 1993).

    В.Н. Дружинин разработал концепцию экологической валидности тестов, типологию психодиагностических ситуаций, выявил влияние ситуативных и мотивационных факторов на проявление познавательных способностей при тестировании.

    В.Н. Дружинин был лауреатом премий: С.Л. Рубинштейна Президиума Российской Академии наук (1996); Президента РФ в области образования (1998); лауреатом Всероссийского конкурса книг по образованию (1997, первое место за книгу «Психология общих способностей»), лауреатом конкурса «Пушкинская библиотека» фонда Сороса (2000, Отв. ред. учебника «Психология» для экономических вузов).

    Преподавательская деятельность В.Н. Дружинина была чрезвычайно интенсивной: он обучал студентов в более чем десяти вузах страны. Под руководством В.Н. Дружинина защищено более 20 кандидатских диссертаций и несколько докторских. Он являлся членом трех диссертационных советов. В течение 1982-1984 гг. В.Н. Дружинин являлся председателем Совета молодых ученых ИП АН; членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР; членом бюро первичной организации Общества «Знание».

    Трагически погиб в 2001 году.

    Книги (10)

    Сборник книг

    В работах Дружинина В.Н разрабатываются проблемы дифференциальной психометрии. Им предложена и обоснована обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы. Разработана концепция экологической валидности теста.

    Предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций. Экспериментально выявлена зависимость валидности теста, как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого.

    Психология общих способностей

    Цель данной книги — изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности).

    В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж. Гилфорда, Г.Айзенка, Э.П.Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.

    В приложении помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цельность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех, кто интересуется психологией, педагогикой, социологией.

    Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии

    Этот текст посвящен психологическим проблемам человеческой жизни (и смерти). В основе его - только личные размышления автора, сдобренные цитатами и невольными заимствованиями из книг, прочитанных за годы с тех пор, как он научился читать.
    Эта книга - не научное исследование, возможно, одна большая гипотеза, растянувшаяся на несколько печатных листов.

    Когнитивная психология

    Рассматриваются критерии оптимальности оценок, выносимых человеком, и психологические эффекты смещения оценок в условиях неопределенности и экономического риска.

    Психология

    Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров.

    Учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины.

    В учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам.

    Психология. Учебник для технических вузов

    Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебник предназначен для студентов, обучающихся в технических вузах.

    В учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, знание которых необходимо современным студентам.

    Структура и логика психологического исследования

    В монографии изложены основания структурного описания психологического эмпирического исследования. Основное внимание уделяется предметной и объектной специфике психологических методов.

    Анализируется соотношение герменевтического и естественнонаучного подходов в психологическом исследовании. Дается интерпретация психологического эксперимента, учитывающая взаимодействие испытуемого и экспериментатора.
    Приводится классификация методов психологического эмпирического исследования.

    Экспериментальная психология

    Учебник содержит материалы стандартного курса "Экспериментальная психология" для психологических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов.
    Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов.
    Одна их глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.
    Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.

    Учебник для гуманитарных вузов.

    2-е изд. - СПб.: 2009. - 656 с.

    Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учебника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часть посвящена конкретным областям психологической науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.

    Предназначен для студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.

    Формат: pdf / zip (2-е изд., 2009 , 656с.)

    Размер: 5,7 Мб

    Скачать:

    RGhost

    Формат: doc / zip (2001 , 656с.)

    Размер: 5 ,15 Мб

    Скачать:

    RGhost

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 8
    Предисловие научного редактора 9
    Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11
    Глава 1. Психология как наука 12
    1.1. Методология научного познания 12
    1.2. Объяснительные принципы психологии 17
    1.3. Предмет и методы психологии 22
    Глава 2. История психологии 28
    2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.) 28
    2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время) 36
    2.3. Психологическая наука и психологическая практика 44
    Глава 3. Биологические основы психики 57
    3.1. Развитие психики в филогенезе 57
    3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности 62
    3.3. Центральная нервная система 65
    3.4. Психофизиологическая проблема 67
    Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития 70
    4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии... 70
    4.2. Изучение различающихся групп 80
    4.3. Механизмы адаптации 83
    Глава 5. Структура психики 86
    5.1. Функции психики 86
    5.2. Психические процессы, состояния и свойства 89
    5.3. Сознание и бессознательное 93
    5.4. Измененные состояния сознания 96
    Глава 6. Научение 103
    6.1. Виды научения 103
    6.2. Сложные формы научения 109
    Глава 7. Психология деятельности и адаптация 116
    7.1. Проблема деятельности в психологии 116
    7.2. Схема анализа деятельности 118
    7.3. Творчество 119
    7.4. Адаптация и дезадаптация 122
    Глава 8. Эмоции и чувства 128
    8.1. Общее представление об эмоциях 128
    8.2. Роль эмоций 130
    8.3. Проявление эмоций 132
    8.4. Механизмы эмоций 133
    8.5. Управление эмоциями 134
    8.6. Чувства 135
    Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения 138
    9.1. Понятие о мотивации 138
    9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 140
    9.3. Психоаналитические теории мотивации 141
    9.4. Гуманистические теории мотивации 143
    9.5. Когнитивные теории мотивации 145
    9.6. Мотивационный контроль действий 149
    Глава 10. Внимание 155
    10.1. Проблема внимания в психологии 155
    10.2. Виды внимания 158
    10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания 159
    Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы 166
    11.1. Психофизика ощущений 166
    11.2. Виды ощущений 173
    11.3. Восприятие пространства и движения 176
    11.4. Константность восприятия 184
    Глава 12. Память 189
    12.1. Основные мнемические процессы 189
    12.2. Классификации видов памяти 193
    12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти 195
    12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти 197
    12.5. Уровни переработки информации 199
    12.6. Память и организация знаний 202
    Глава 13. Мышление и интеллект 207
    13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 207
    13.2. Виды мышления 209
    13.3. Мышление и логика 212
    13.4. Процесс мышления 218
    13.5. Мышление и творчество 222
    13.6. Индивидуальные особенности интеллекта 226
    13.7. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 230
    Глава 14. Речь 237
    14.1. Общая психологическая характеристика речи 237
    14.2. Эволюция идей о природе языка и речи 238
    14.3. Речевой онтогенез 249
    14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи 256
    14.5. Личность в речи 262
    14.6. Практические приложения использования речи 265
    Часть II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 271
    Глава 15. Теории личности 272
    15.1. Проблема личности в психологии 272
    15.2. Психодинамическая теория личности 273
    15.3. Аналитическая теория личности 275
    15.4. Гуманистическая теория личности 277
    15.5. Когнитивная теория личности 280
    15.6. Поведенческая теория личности 283
    15.7. Деятельностная теория личности 285
    15.8. Диспозициональная теория личности 288
    Глава 16. Психическое развитие личности 295
    16.1. Факторы психического развития человека 295
    16.2. Периодизации психического развития 298
    16.3. Периодизации когнитивного развития 302
    16.4. Планирование и выбор жизненного пути 315
    Глава 17. Психология индивидуальных различий 319
    17.1. История становления дифференциальной психологии 319
    17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии 321
    17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований 323
    17.4. Тестирование личности 329
    Часть III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 335
    Глава 18. Введение в социальную психологию 336
    18.1. Предмет и структура социальной психологии 336
    18.2. История отечественной социальной психологии 339
    18.3. История зарубежной социальной психологии 343
    18.4. Методы социально-психологического исследования 345
    Глава 19. Социальная психология личности 351
    19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности 351
    19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен 354
    Глава 20. Психология межличностного взаимодействия 359
    20.1. Межличностное восприятие и понимание 359
    20.2. Межличностные отношения 361
    20.3. Психология общения 362
    20.4. Психология межличностного воздействия 367
    Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия 370
    21.1. Виды и структура малой группы 370
    21.2. Лидерство в малых группах 375
    21.3. Конформизм и групповое давление 376
    21.4. Развитие малой группы 377
    21.5. Психология межгруппового взаимодействия 378
    21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов 380
    Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений 384
    22.1. Психология больших социальных групп 384
    22.2. Психология толпы 387
    22.3. Массовые явления в больших диффузных группах 391
    Часть IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 397
    Глава 23. Психологические основы профессиоведения 398
    23.1. Психология и труд 398
    23.2. Методы изучения трудовой деятельности 402
    23.3. Классификация трудовой деятельности 404
    23.4. Формирование личности профессионала 406
    23.5. Работоспособность субъекта труда 410
    23.6. Надежность субъекта труда 413
    Глава 24. Профессиональное развитие личности 415
    24.1. Соотношение личности и профессии 415
    24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности 416
    24.3. Регрессивная стадия профессионального развития личности 422
    Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда 431
    25.1. Общая характеристика функциональных состояний 431
    25.2. Утомление 434
    25.3. Психологический стресс 436
    25.4. Психологическая готовность к деятельности 438
    25.5. Приемы управления функциональными состояниями 440
    Глава 26. Психология профессиональной пригодности 443
    26.1. Профессиональные способности и мотивация 443
    26.2. Психологическая диагностика и прогностика 446
    26.3. Профессиональная ориентация 447
    26.4. Профессиональный психологический отбор 450
    26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 451
    Часть V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 457
    Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов 458
    27.1. Клиническая психология и психиатрия 458
    27.2. Расстройства ощущения 459
    27.3. Расстройства восприятия 460
    27.4. Расстройства внимания 465
    27.5. Нарушения памяти 466
    Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы 468
    28.1. Нарушения интеллекта 468
    28.2. Нарушения мышления 470
    28.3. Нарушения эмоций 478
    28.4. Нарушения сознания 480
    28.5. Нарушения личности 482
    Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика 484
    29.1. Шизофрения 484
    29.2. Маниакально-депрессивный психоз 487
    29.3. Психогенные заболевания 489
    29.4. Психопатии 492
    29.5. Психосоматика 493
    29.6. Алкоголизм 494
    29.7. Наркомании и токсикомании 499
    29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации 501
    29.9. Психогигиена 502
    29.10. Психофармакология 503
    29.11. Психология посттравматического стресса 504
    Часть VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 507
    Глава 30. Историческая психология 508
    30.1. Историческая психология как наука 508
    30.2. Предмет и задачи исторической психологии 513
    30.3. Проблема метода в исторической психологии 514
    30.4. Специфика психического мира человека прошлого 516
    Часть VII. ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 525
    Глава 31. Этническая психология как наука 526
    31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии 526
    31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии 528
    31.3. Психологическое измерение культур 532
    Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии 538
    32.1. Личность и культура 538
    32.2. Психология общения и культура 544
    32.3. Психология этнических миграций и аккультурации 553
    Часть VIII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 563
    Глава 33. Основы юридической психологии 564
    33.1. Методологические основы юридической психологии 564
    33.2. Задачи юридической психологии 568
    33.3. Предмет и система юридической психологии 569
    33.4. Перспективы развития юридической психологии 575
    Часть IX. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 581
    Глава 34. Экологическая психология 582
    34.1. Предмет и история экологической психологии 582
    34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды 584
    Часть X. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 591
    Глава 35. Психология творчества 592
    35.1. Творчество как психический процесс 592
    35.2. Концепции креативности 597
    35.3. Творческая личность и ее жизненный путь 607
    35.4. Развитие творческих способностей 613
    Словарь 622
    Список литературы 633

    В. Н. Дружинин

    Психология общих способностей.

    Предисловие к третьему изданию

    Общепризнанным можно считать тот факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с определением того, что есть способности. На житейском, донаучном уровне понимание способностей, казалось бы, не представляет трудностей. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, которые сложились в предшествующий период. Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т. п. За способностями стоит какой-то элемент таинственности.

    И если в 1923 году Эдуард Клапаред, профессор Женевского университета, пробуя дать определение способностей, отмечал сложность этой задачи и ограничивался утверждением, что «в наиболее общей форме способность можно определить как всякое психическое и физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения (реализации)», то и спустя 20 лет советский психолог Б. М. Теплов писал: «Я не предполагаю дать общую теорию одаренности, не предполагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В исследовании одаренности советская психология только еще приступает к этому, и научно обработанный материал, которым мы располагаем, пока очень невелик».

    Другой известный советский психолог С. Л. Рубинштейн в это же время писал: «Способности… в учебном арсенале… служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей… Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо также очертить его истинное содержание».

    Монография В. Н. Дружинина, посвященная проблеме общих способностей, была подготовлена в рамках проекта «Индивидуализация обучения на основе личностно ориентированного учебного плана общеобразовательной школы» и опубликована в 1995 году. После этого она была издана дважды и получила самую благоприятную оценку как со стороны академической общественности, так и со стороны практических работников образования.

    Эта книга содержит уникальный материал по характеристике основных подходов к изучению общих интеллектуальных способностей с глубокой авторской интерпретацией и оценкой. Автор рассматривает теоретические и экспериментально-диагностические подходы к пониманию сущности и структуры интеллекта, креативности и ее диагностике, развитию творческих способностей.

    Книга отличается и тем, что написана ясным и научным языком, описывает современный инструментарий диагностики интеллекта и креативности и будет полезна для всех, кто интересуется психологией.

    Доктор психологических наук, профессор,

    академик РАО В. Д. Шадриков

    апрель, 2006

    В основу этой книги положен курс лекций, который я читаю на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МШУ.

    Однако я старался не заниматься популяризацией, объяснением «азов» и т. д. Данная книга – часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. В основном она написана для специалистов-психологов и для студентов 4-5-х курсов. Я постарался изложить факты, прибегая к теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера – судить читателю.

    Существованием и развитием психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б. М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

    Второе имя – имя К. К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и психологов-практиков. Хотя К. К. Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

    В 60-70-е годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В. Д. Шадрикове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное – возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

    Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

    Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т. д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.

    Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е. Г. Алиеву, А. Н. Воронина, Т. В. Галкину, Н. М. Гнатко, Е. Ю. Самсонову, Н. В. Хаз-ратову, Л. Г. Хуснутдинову, А. Э. Чернина, Ф. М. Юсупова.

    Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А. Б. Барсукову и Е. В. Толоконникову.

    Предисловие 4

    1. Психология как научная дисциплина 6

    1.1. Предмет психологии 6

    1.2. Место психологии в системе наук 8

    1.3. Отрасли современной психологии 8

    1.4. Научные организации и исследовательские программы 12

    1.5. Психологические ассоциации 15

    1.6. Подготовка психологов и учебные программы 16

    2. Психофизиология 19

    2.1. Общая психофизиология 19

    2.2. Введение в системную психофизиологию 35

    2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга 75

    3. Познание и общение 106

    3.1. Психология сенсорных процессов. Психофизика 106

    3.2. Восприятие 150

    3.3. Внимание 168

    3.4. Психология памяти и ментальные репрезентации 182

    Приложение 211

    3.5. Научение 212

    Заключение 234

    3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки 239

    3.7. Мышление и интеллект 260

    3.8. Психология речи и языка. Психолингвистика 317

    3.9. Психология дискурса 354

    3.10. Невербальная коммуникацияв системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы 371

    4. Психическая регуляция поведения 395

    4.1. Психология субъекта и его деятельности 395

    4.2. Мотивация и эмоции 412

    4.3. Принятие решения 428

    4.4. Контроль и планирование поведения 438

    5. Психология личности и психология развития 459

    5.1. Психогенетика 459

    5.2. Когнитивное развитие 472

    5.3. Социализация развития 509

    5.4. Темперамент 523

    5.5. Структура личности 536

    6. Социальная психология 549

    6.1. История и методы социальной психологии 549

    6.2. Социальная психология личности 569

    6.3. Психология межличностного взаимодействия 582

    6.4. Психология малых групп 611

    6.5. Психология межгрупповых отношений 630

    6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления 638

    6.7. Некоторые отрасли социальной психологии 650

    6.7.2. Экономическая психология 656

    6.7.3. Этническая психология 664

    7. Основные отрасли психологии 674

    7.1. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований 674

    7.2. Математическая психология 686

    7.3. Медицинская психология. 700

    7.4. Психодиагностика 713

    7.5. Психология профессиональной деятельности 723

    7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 763

    7.6.4. Критерии интеллектуальной воспитанности 771

    Предисловие

    Предлагаемая вашему вниманию книга не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.

    За последние годы появилось множе­ство учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представле­ние как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует лите­ратура по психотерапевтической и психо­аналитической проблематике, далее сле­дуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что назы­вается «психология для всех». Нет недо­статка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную пси­хологическую подготовку.

    Любой учебник или словарь содер­жит материал «устоявшийся», традици­онный, составляющий «научный багаж» профессиональных психологов и неиз­менно сопутствующий им. Однако ре­зультаты фундаментальных исследова­ний опережают приведенные в учебни­ках данные по крайней мере на 15 - 20 лет. Для психологии - отрасли научно­го знания, особенно бурно развиваю­щейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отста­вания содержащегося в учебниках мате­риала от результатов, полученных в ла­бораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь ска­зывается на уровне квалификации оте­чественных психологов, долгое время находившихся в относительной изоля­ции от достижений мировой науки. По­этому авторы этой книги решили вос­полнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаментальной психологии.

    Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель зна­ком с основными понятиями психологи­ческой науки и практики. Книга пред­назначена для тех, кто стремится углу­бить свои познания в области научной психологии.

    Современная психология, так скупо представленная в различных образова­тельных структурах, - это огромная и сильно дифференцированная научная об­ласть, опирающаяся на не менее обшир­ную сферу психологической практики. Разумеется, ни одно учебное пособие не в состоянии охватить все многообразие те­орий, фактов, методов и других аспектов психологической науки. Вместе с тем ав­торы старались представить результаты исследований и научных поисков макси­мально полно и доступно для читателя.

    Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основ­ное внимание уделено обшей психоло­гии, психологии личности и социальной психологии.

    Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно про­сто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста»,

    А также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного про­гресса (нет новых фактов, гипотез, мето­дических находок и пр.). Кроме того, не­который «перекос» в изложении матери­ала может быть объяснен и тем, что оте­чественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фун­даментальной и прикладной психологии. Сегодня когнитивная психология являет­ся доминирующим направлением миро­вой науки. Вследствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» основного пути, по которо­му идут современные исследователи. На­деемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближай­шем будущем.

    Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожа­лению, авторам справочного руковод­ства не удалось в полной мере предста­вить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно ве­лик. Прикладная психология заслужива­ет не одного, а, возможно, нескольких отдельных справочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области пси­хологии образования. Но этот пробел легко восполняется: существует обшир­ная и многообразная отечественная ли­тература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечественных педаго­гических психологов работает в системе Российской академии образования, и мы отсылаем читателей к их трудам.

    Авторский коллектив этой книги состоит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской акаде­мии наук. В той мере, в какой это возмож­но, результаты их исследований представ­лены в соответствующих разделах.

    Каждый раздел монографии включает в себя сжатое изложение современного со­стояния конкретной отрасли психологии. Основное внимание уделено результатам (фактам, закономерностям, моделям, тео­риям и др.), полученным в последние 15- 20 лет. Дается представление о предмете, методе, основных проблемах и базовых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследова­ний в нашей стране и за рубежом, харак­теризуются основные направления, цен­тры и научные школы данной отрасли психологической науки. Основное содер­жание посвящено изложению фактов, за­кономерностей, законов и их объясне­ний. В конце каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают перспективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результа­тов. Раздел заканчивается списком реко­мендуемой литературы. Иностранные ис­точники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или анало­гичных по содержанию российских работ.

    Книга занимает «промежуточное ме­сто» между учебником и научной моно­графией, это - «продвинутый» учебник, который может быть интересен и поле­зен всем, кто интересуется научной пси­хологией.

    В. Н. Дружинин

    Название: Психология.

    Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учебника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часть посвящена конкретным областям психологической науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.
    Предназначен для студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.

    Уважаемый читатель!
    Ты держишь в руках необычный учебник. Издательство «Питер» реализует программу выпуска учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гуманитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объяснительных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей и т. д. В нашем учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам. Отечественная психология развивалась под влиянием трудов выдающихся российских философов и ученых-гуманитариев: Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева и многих других. Не случайно получившая мировое признание культурно-историческая концепция развития высших психических функций была разработана российским психологом Л. С. Выготским.

    Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11
    Глава 1. Психология как наука 12

    1.1. Методология научного познания 12
    1.2. Объяснительные принципы психологии 17
    1.3. Предмет и методы психологии 22
    Глава 2. История психологии 28
    2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.) 28
    2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время) 36
    2.3. Психологическая наука и психологическая практика 44
    Глава 3. Биологические основы психики 57
    3.1. Развитие психики в филогенезе 57
    3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности 62
    3.3. Центральная нервная система 65
    3.4. Психофизиологическая проблема 67
    Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития 70
    4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии 70
    4.2. Изучение различающихся групп 80
    4.3. Механизмы адаптации 83
    Глава 5. Структура психики 86
    5.1. Функции психики 86
    5.2. Психические процессы, состояния и свойства 89
    5.3. Сознание и бессознательное 93
    5.4. Измененные состояния сознания 96
    Глава 6. Научение 103
    6.1. Виды научения 103
    6.2. Сложные формы научения 109
    Глава 7. Психология деятельности и адаптация 116
    7.1. Проблема деятельности в психологии 116
    7.2. Схема анализа деятельности 118
    7.3. Творчество 119
    7.4. Адаптация и дезадаптация 122
    Глава 8. Эмоции и чувства 128
    8.1. Общее представление об эмоциях 128
    8.2. Роль эмоций 130
    8.3. Проявление эмоций 132
    8.4. Механизмы эмоций 133
    8.5. Управление эмоциями 134
    8.6. Чувства 135
    Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения 138
    9.1. Понятие о мотивации 138
    9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 140
    9.3. Психоаналитические теории мотивации 141
    9.4. Гуманистические теории мотивации 143
    9.5. Когнитивные теории мотивации 145
    9.6. Мотивационный контроль действий 149
    Глава 10. Внимание 155
    10.1. Проблема внимания в психологии 155
    10.2. Виды внимания 158
    10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания 159
    Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы 166
    11.1. Психофизика ощущений 166
    11.2. Виды ощущений 173
    11.3. Восприятие пространства и движения 176
    11.4. Константность восприятия 184
    Глава 12. Память 189
    12.1. Основные мнемические процессы 189
    12.2. Классификации видов памяти 193
    12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти 195
    12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти 197
    12.5. Уровни переработки информации 199
    12.6. Память и организация знаний 202
    Глава 13. Мышление и интеллект 207
    13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 207
    13.2. Виды мышления 209
    13.3. Мышление и логика 212
    13.4. Процесс мышления 218
    13.5. Мышление и творчество 222
    13.6. Индивидуальные особенности интеллекта 226
    13.7. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 230
    Глава 14. Речь 237
    14.1. Общая психологическая характеристика речи 237
    14.2. Эволюция идей о природе языка и речи 238
    14.3. Речевой онтогенез 249
    14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи 256
    14.5. Личность в речи 262
    14.6. Практические приложения использования речи 265
    Часть II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 271
    Глава 15. Теории личности 272

    15.1. Проблема личности в психологии 272
    15.2. Психодинамическая теория личности 273
    15.3. Аналитическая теория личности 275
    15.4. Гуманистическая теория личности 277
    15.5. Когнитивная теория личности 280
    15.6. Поведенческая теория личности 283
    15.7. Деятельностная теория личности 285
    15.8. Диспозициональная теория личности 288
    Глава 16. Психическое развитие личности 295
    16.1. Факторы психического развития человека 295
    16.2. Периодизации психического развития 298
    16.3. Периодизации когнитивного развития 302
    16.4. Планирование и выбор жизненного пути 315
    Глава 17. Психология индивидуальных различий 319
    17.1. История становления дифференциальной психологии 319
    17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии 321
    17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований 323
    17.4. Тестирование личности 329
    Часть III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 335
    Глава 18. Введение в социальную психологию 336

    18.1. Предмет и структура социальной психологии 336
    18.2. История отечественной социальной психологии 339
    18.3. История зарубежной социальной психологии 343
    18.4. Методы социально-психологического исследования 345
    Глава 19. Социальная психология личности 351
    19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности 351
    19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен 354
    Глава 20. Психология межличностного взаимодействия 359
    20.1. Межличностное восприятие и понимание 359
    20.2. Межличностные отношения 361
    20.3. Психология общения 362
    20.4. Психология межличностного воздействия 367
    Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия 370
    21.1. Виды и структура малой группы 370
    21.2. Лидерство в малых группах 375
    21.3. Конформизм и групповое давление 376
    21.4. Развитие малой группы 377
    21.5. Психология межгруппового взаимодействия 378
    21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов 380
    Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений 384
    22.1. Психология больших социальных групп 384
    22.2. Психология толпы 387
    22.3. Массовые явления в больших диффузных группах 391
    Часть IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 397
    Глава 23. Психологические основы профессиоведения 398

    23.1. Психология и труд 398
    23.2. Методы изучения трудовой деятельности 402
    23.3. Классификация трудовой деятельности 404
    23.4. Формирование личности профессионала 406
    23.5. Работоспособность субъекта труда 410
    23.6. Надежность субъекта труда 413
    Глава 24. Профессиональное развитие личности 415
    24.1. Соотношение личности и профессии 415
    24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности 416
    24.3. Регрессивная стадия профессионального развития личности 422
    Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда 431
    25.1. Общая характеристика функциональных состояний 431
    25.2. Утомление 434
    25.3. Психологический стресс 436
    25.4. Психологическая готовность к деятельности 438
    25.5. Приемы управления функциональными состояниями 440
    Глава 26. Психология профессиональной пригодности 443
    26.1. Профессиональные способности и мотивация 443
    26.2. Психологическая диагностика и прогностика 446
    26.3. Профессиональная ориентация 447
    26.4. Профессиональный психологический отбор 450
    26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 451
    Часть V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 457
    Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов 458

    27.1. Клиническая психология и психиатрия 458
    27.2. Расстройства ощущения 459
    27.3. Расстройства восприятия 460
    27.4. Расстройства внимания 465
    27.5. Нарушения памяти 466
    Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы 468
    28.1. Нарушения интеллекта 468
    28.2. Нарушения мышления 470
    28.3. Нарушения эмоций 478
    28.4. Нарушения сознания 480
    28.5. Нарушения личности 482
    Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика 484
    29.1. Шизофрения 484
    29.2. Маниакально-депрессивный психоз 487
    29.3. Психогенные заболевания 489
    29.4. Психопатии 492
    29.5. Психосоматика 493
    29.6. Алкоголизм 494
    29.7. Наркомании и токсикомании 499
    29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации 501
    29.9. Психогигиена 502
    29.10. Психофармакология 503
    29.11. Психология посттравматического стресса 504
    Часть VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 507
    Глава 30. Историческая психология 508

    30.1. Историческая психология как наука 508
    30.2. Предмет и задачи исторической психологии 513
    30.3. Проблема метода в исторической психологии 514
    30.4. Специфика психического мира человека прошлого 516
    Часть VII. ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 525
    Глава 31. Этническая психология как наука 526

    31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии 526
    31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии 528
    31.3. Психологическое измерение культур 532
    Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии 538
    32.1. Личность и культура 538
    32.2. Психология общения и культура 544
    32.3. Психология этнических миграций и аккультурации 553
    Часть VIII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 563
    Глава 33. Основы юридической психологии 564

    33.1. Методологические основы юридической психологии 564
    33.2. Задачи юридической психологии 568
    33.3. Предмет и система юридической психологии 569
    33.4. Перспективы развития юридической психологии 575
    Часть IX. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 581
    Глава 34. Экологическая психология 582

    34.1. Предмет и история экологической психологии 582
    34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды 584
    Часть X. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 591
    Глава 35. Психология творчества 592

    35.1. Творчество как психический процесс 592
    35.2. Концепции креативности 597
    35.3. Творческая личность и ее жизненный путь 607
    35.4. Развитие творческих способностей 613
    Словарь 622
    Список литературы 633

    Похожие статьи