• Значат именины. Что такое именины и день ангела: в чем разница и как их праздновать. Какие святые существуют в православной культуре

    31.05.2022

    День Ангела и именины – праздники, которые на слуху у каждого, но очень мало кто сегодня отмечает их должным образом. В народном сознании именины давно уже отождествляются с днем рождения. «Именинником» мы называем того, кто отмечает свое взросление на еще один год. Дети развлекаются игрой в известную игру «Каравай», где все они поют: «На именины испекли мы каравай». Верующие, конечно, помнят, когда у них и их родных день Ангела, но зачастую ограничиваются лишь устными поздравлениями. Тогда как еще 150 лет назад в России празднования этих дат были окружены множеством традиций, сохранившихся сегодня только в фольклорном наследии.

    Что такое именины

    Чтобы понять, что такое именины, сначала надо разобраться с тем, как именно давали детям крестильное имя. Теоретически у родителей был выбор, как назвать ребенка, сразу из трех дат:

    • непосредственно день рождения;
    • по традиции, т. е. давать имя на восьмой день от родов;
    • сороковой день от рождения (когда ребенка приносили в храм и крестили).

    На практике обычно называли малыша по тому, какой святой праведник покровительствовал дню его крещения. Покрестили сына, например, в день Василия Великого – Василием его и называли. Считалось, что так угодно Господу, а этот день был духовным рождением нового православного человека.

    Именины – день, когда человека покрестили и определили ему духовного святого покровителя. Они на Руси почитались, отмечались с большим вниманием и почтением, а традиции отмечать день появления на свет не было.

    День Ангела

    Что же такое день Ангела? Хотя само по себе это понятие не ново, смысл его претерпел некоторые изменения с течением лет. Для того чтобы разобраться в вопросе, нужно понять концепцию святого покровителя.

    Считалось, что тот праведник, в день которого родился человек, будет сопровождать его всю жизнь, направляя в тяжелые моменты и оберегая от бед. Естественные для течения веков трансформации постигли и это понятие, вследствие чего святой покровитель стал в народном сознании отождествляться с ангелом-хранителем. Однако православная Церковь имеет другой взгляд на данный вопрос. Канонически считается, что ангел-хранитель – невидимый людям духовный наставник, служащий силам добра, которого Бог назначает каждому человеку при рождении. При этом имени нашего личного хранителя знать мы не можем, соответственно, со святым покровителем они – разные личности.

    В современности это понятие снова претерпевает изменения. Детей называют уже не по церковному календарю, а по собственному желанию. Часто имя ребенка не совпадает с покровителем дней его рождения или крещения, поскольку было выбрано совершенно бессистемно. Мало кто из современных людей, рожденных в последние три десятка лет, знает конкретную дату, когда его крестили. Если раньше именины и день Ангела были синонимичными терминами, то сегодня отмечать память последнего можно совсем в непредсказуемую дату. Ведь не все Татьяны родились 25 января, при этом не всем девочкам, рожденным в эту дату, дают имя Татьяна.

    Так что сегодня день Ангела – это та дата, в которую Церковь вспоминает вашего святого покровителя. При этом необязательно она совпадает с именинами. Более того, этот праздник может быть не один в году! У многих святых, помимо личных памятных дат, есть также и соборные. Например, мужчины, названные в честь Сергия Радонежского, могут отмечать день Ангела 8 октября (преставление), 18 июля (обретение мощей) и 6 июля (собор Владимирских святых).

    Разница между именинами и днем Ангела

    Внимательно проанализировав вопрос, несложно выяснить разницу этих двух понятий. Долгое время они были тождественными. Более того, для русского человека, живущего за три века до нас, «ангел» ассоциировался с ангелом-хранителем и соборным праздником «небесных бесплотных сил», а святой покровитель был отдельной личностью.

    Но сегодня все иначе. Смысл понятий путается. Мы поздравляем человека с именинами в день его физического рождения, т. е. появления на свет. Именинами называют любую дату памяти святого покровителя. В историческом и традиционалистском контексте именины – день крещения ребенка, когда ему дают святое имя, с которым он и предстанет перед Богом.

    Сегодня уместно говорить об именинах тех людей, которых назвали не бессистемно, а в соответствии со Святцами, или тех, у кого собственное и крестильное имя различается (например, Дина, ведь по Святцам ее покровительницей будет Евдокия). Те же люди, чьи имена никак не совпадают с датой крестин, отмечают день Ангела (своего покровителя). Дата эта может на несколько месяцев отставать от конкретного события (рождения ребенка).

    На практике эти понятия остаются синонимами, и мало кто понимает их разницу.

    Как праздновали именины на Руси

    Традиции празднования именин сочетали в себе как бытовые обрядности, так и церковные. Посещение храма было обязательным. С самого утра именинник отправлялся в церковь, чтобы помолиться хранящему его святому и причаститься. В храм он шел не один, а с родственниками. Те заказывали молебен за здравие, также ставили свечи у иконы покровительствующего праведника.

    Одной из основных бытовых традиций было приготовление караваев. Отсюда и корни у известной детской игры, упомянутой в начале статьи. Большие пироги оригинальной формы обязательно были с начинками, а сверху украшались именем виновника торжества. Их разносили или отсылали близким и друзьям, обязательно посещали дома крестных отца и матери. Для них были подготовлены самые большие и красивые пироги.

    А вечером все приглашенные друзья и родственники собирались в доме, чтобы отпраздновать именины. Во главе стола обязательно стоял большой каравай с начинкой из изюма. Сегодня эта традиция вылилась в обычай ставить на стол праздничный торт со свечами. Пирог разламывали над головой именинника, осыпая его изюмом. Гости говорили: «Чтобы на тебя так золото сыпалось». Именно так желали человеку достатка в семье.

    День рождения

    Традиция отмечать дату физического появления на свет возникла в Советскую эпоху. Она была попыткой властей заставить людей забыть о христианских обычаях. Каравай с начинкой из изюма трансформировался в праздничный торт. Дни рождения государственных деятелей стали отмечаться с народным размахом (именно так, как в царской России отмечали именины государей). Постепенно эта искусственная подмена понятий стала причиной, что сегодня многие путают день рождения с именинами, при этом не знают, как правильно их праздновать.

    Но к счастью, отмечается тенденция возрождения русских обычаев, и празднование именин приобретает все большую популярность среди православных людей.

    Имени́ны – день памяти , чьё было дано человеку при . Каждый день посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в .
    Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

    Как определить день именин

    В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

    Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

    При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

    Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

    Именины и День Ангела

    Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

    Почитание и подражание своему святому покровителю

    О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

    Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

    Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

    • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
    • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
    • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

    По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
    Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
    Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
    Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
    Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

    Имена в честь Ангелов

    Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

    Если имени нет в святцах

    Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
    В пишут только имена, данные в крещении.

    Как встретить именины

    Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
    Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
    После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
    См. Наталья Сухинина

    Что дарить на именины

    В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

    Молитва своему святому

    О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
    Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

    Также необходимо знать и своему святому.

    Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

    Святоотеческие высказывания о именинах

    «Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
    святитель

    История и символика празднования именин

    Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

    Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

    Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

    После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

    Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
    Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

    Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
    В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
    В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

    В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

    Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

    У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

    Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

    Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

    Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

    Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
    С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

    Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

    Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

    иеромонах Макарий (Маркиш):
    С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
    Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
    Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
    Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
    В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

    Каждый из нас, наверное, помнит известную песню про именины и каравай, которую родители и друзья пели нам в детстве. Но все ли знают, что это за праздник?

    Именины – это важный день для христианина. Некоторые люди полагают, что это и есть наш день рождения. Однако это не всегда так. В данной статье мы разберемся, что такое день ангела, как определить дату этого торжества и как его отмечать.

    Что это за праздник

    В начале жизненного пути каждому из нас дается имя, которое играет немаловажную роль. Многие люди даже верят, что оно способно повлиять на судьбу! Христиане придают очень большое значение имени человека.

    Именины – уникальный христианский праздник. Считается, что если человек не крещен, то его душа не оберегается хранителем с небес. После священного обряда крещения Господь посылает нам защитника, а дата нашего крещения символизирует духовное рождение личности.

    Именинами считается день, посвященный памяти святого, чьим именем назван человек. По религиозным повериям, святой, в честь которого нас нарекают, становится нашим покровителем. Он оберегает нас от всевозможных бед и несчастий на протяжении всей нашей жизни. Вот почему этот праздник еще называют днем ангела.

    Также именины иногда называются днем тезоименитства. Это слово пришло к нам из Древней Руси, где обозначало день ангела высокопоставленной персоны или царской особы. В наши дни такое название праздника считается устаревшим, поэтому в народе используется очень редко.

    Почему же люди часто путают именины с днем рождения, и в чем отличие этих двух праздников? Дело в том, что наши предки не сталкивались с проблемой выбора имени для своего ребенка. Раньше на Руси имя новорожденному выбирал священнослужитель по православному церковному календарю, иначе называемому «святцы».

    В таком календаре для каждого числа месяца указаны имена святых, чей день памяти приходится на эту дату. Здесь для любого православного имени вы также найдете его значение и историю происхождения. Священник выбирал имя ребенку в честь святого, память о котором чтили в день рождения малыша.

    Поэтому раньше у большинства людей день ангела и день рождения приходились на одну и ту же дату. Именно эта причина нередко вызывает путаницу. На деле же это абсолютно разные праздники. Днем рождения является дата, когда мы появились на свет, а именины – это день памяти святого, чье имя мы носим.

    Некоторые религиозные семьи и по сей день используют православный календарь имен, чтобы решить, как назвать своего ребенка. Календарь ежегодно обновляется по мере канонизации святых. Если в день рождения дочери или сына не почитается ни один святой, то родители смотрят на ближайшие числа в календаре, следующие за днем появления малыша на свет.

    Раньше на Руси именины считались более важным событием, чем день рождения. Это торжество отмечали с большим размахом – приглашали гостей, устраивали танцы, дарили подарки, пекли каравай. Именины сегодня, к сожалению, уже менее распространенный праздник, со временем он утратил свою популярность. Тем не менее некоторые православные семьи все еще сохраняют традицию отмечать день ангела.

    Первый день ангела, следующий за датой вашего рождения, называется также «большими именинами». Как правило, именно в эту дату человек празднует свой день ангела. Остальные дни памяти святых, носящих это имя, называются «малыми именинами». Некоторые люди отмечают и их.

    Если вы хотите назвать ребенка неправославным именем, которого нет в святцах, то для крещения батюшка предложит выбрать созвучное или аналогичное по значению имя. Например, если ребенка зовут Егор, он будет окрещен именем Георгий, Анжелика станет Ангелиной, а Дина – Евдокией.

    Как отмечается день ангела

    Издавна именины считались у христиан особенным праздником, который сильно отличался от других. Его не проводили как обычный будний день, он был посвящен святому, носящему это же имя и оберегающему человека на протяжении всей его жизни.

    Несмотря на то что сейчас день ангела уже не так популярен, многие православные семьи все же любят его отмечать. Как его обычно празднуют современные христиане — расскажем далее.

    Именинник должен посетить церковь, причаститься и помолиться святому, в честь которого назван, и поставить ему свечу. В этот день необходимо исповедаться и поблагодарить Бога за все дарованные блага.

    Как правило, празднование дня ангела не предполагает большого числа гостей. Дома организуется праздничный стол, за которым собираются только самые близкие друзья и члены семьи. Это не должна быть шумная вечеринка с выпивкой и танцами. Такое торжество обычно довольно душевное и спокойное.

    Так как этот праздник широко отмечался именно в Древней Руси, то можно украсить место торжества соответствующими предметами, стилизованными под старину. Развлечения и меню можно придумать, также опираясь на старые традиции.

    По старым традициям, на такой праздник принято печь каравай. Об этом вкусном угощении даже поется в песне про именины! Идеально, если именинник сам испечет это великолепное мучное изделие. Каравай должен быть большим, начинки можно выбрать разные – рыбу, грибы, ягоды.

    Еще одной интересной традицией является то, что каравай не разрезают ножом, а разламывают над головой именинника. И если на голову ему упадет много хлебных крошек, то грядущий год принесет много счастья.

    По церковным канонам, из алкогольных напитков на столе должно присутствовать только красное вино. Остальной алкоголь на торжестве неуместен.

    Обязательно нужно пригласить своих крестных родителей на праздник, ведь именно они несут ответственность за человека перед Богом. Им полагаются самые вкусные кусочки пирога, так как эти гости являются особенно почетными за праздничным столом.

    Подарки, которые принято дарить человеку на день ангела, должны быть связаны с именем. Это могут быть именные статуэтки, кружки или амулеты, икона со святым покровителем или книга о нем.

    Не только именинник получает подарки. По христианским традициям, и сам «виновник торжества» должен принести памятные дары своим гостям. Тут уж все зависит от его фантазии, но это не должны быть очень дорогие и обязывающие подарки. Самые ценные подарки должны быть вручены крестным родителям.

    Зачастую комнату украшают изображениями ангела-хранителя. Некоторые именинники даже заучивают молитву, посвященную своему святому, чтобы перед началом трапезы прочитать ее в знак благодарности своему покровителю.

    Так христиане отмечают большие именины. На малые именины нечасто устраивают торжественный стол и принимают подарки. Обычно в такой день христиане просто идут в церковь помолиться.

    День ангела – это светлый христианский праздник. И хотя именины сегодня перестали быть такими популярными, многие люди все так же с трепетом ждут наступления этого дня, посещают церковь, отмечают торжество, принимают и дарят подарки. В силах каждого человека и всего христианского народа возродить эту светлую и добрую традицию. Автор: Мария Щербакова

    admin

    Справлять именины – давняя традиция. Сегодня она почти забыта. И даже среди верующих православных людей не каждый вспомнит о Дне Ангела. Откуда пришла эта традиция? Почему имеет такое название? Когда и в честь кого отмечают именины? Читайте дальше и все узнаете.

    История появления понятия «именины»

    В России активно праздновать именины стали в 17 веке, но история традиции уходит в далекое прошлое. Когда князь Владимир Ясное Солнышко крестил Русь, из православной Византии в нашу страну пришли новые традиции. Христианские православные верования смешивались с традиционными культами, складывалась новая картина мира. Вместе с верой в святых, на Руси закрепилось убеждение, что каждый день проходит под покровительством небесного угодника.

    Изначально на Руси человеку давали два имени. Одно использовалось в миру, в соответствии с древними традициями, второе дети и взрослые получали во время крещения. Православное имя не использовалось для обращения к человеку, а указывало на его небесного покровителя. Ярослав Мудрый во время крещения получил второе имя – Юрий. То же случалось со всеми носителя исконно русских имен: Святослав, Святополк, Изяслав, Тихомир, Ярополк.

    Спустя две сотни лет появилась новая традиция: когда младенец появлялся на свет, его покровителем становился святой, в чей день сучилось рождение нового человека. Соблюдать этот обряд было необязательно, но люди часто нарекали детей именем небесного покровителя, надеясь, что он станет хранителем человека на земле. Со временем традиция изменилась. Ребенку давали понравившееся имя, принадлежащее любому святому, и праздновали именины отдельно от Дня рождения, которому в то время не уделяли особого внимания.

    Если имя не «святое»?

    Имена святых перечислены в специальной церковной книге – святцах. Но сегодня в моде называть ребенка нестандартно и креативно. Кто при таком подходе смотрит в церковные книги? Иногда ребенок получает имя, согласно семейной традиции. Некоторые люди приходят в православие из других религий и при крещении приобретают новое наречение.

    По какому принципу происходит получение церковного имени? Единого правила нет. Обычно выбирают вариант, близкий по звучанию. Анжелика становится Ангелиной, Оксана — Ксенией, Ричард – Романом. Но ничто не мешает Диане выбрать в покровительницы Ольгу или Екатерину.

    Для некоторых имен существуют свои неглавные традиции. Викторию крестят Никой, используя аналогию значения, Светлану – Фотинией.

    А что будет, если человек крестится, используя имя, не указанное в святцах? У него не будет небесного покровителя. Насколько это правильно и соответствует христианским традициям — каждый решает для себя сам.

    В честь кого нарекли?

    Дети, выросшие в православных традициях, своего святого покровителя знают с малых лет, как и день именин. Но для человек, проведшего основную часть жизни вне церковных традиций, узнать День Ангела – непростая задача. На сегодняшний день в православном российском месяцеслове насчитывают 5008 святых. Часть из них носит одинаковые имена: Александр, Иоанн, Андрей, Екатерина. Некоторые имеют несколько дней памяти.

    Крещеный человек в покровители имеет право выбрать любого святого, носящего одно с ним имя. К примеру, Александр может поминать Александра Невского, Александра Иерусалимского или Александра Константинопольского. Обычно выбирают того святого, поклонение которому носит массовый характер. Важную роль играет наличие икон и храмов, посвященных покровителю.

    Но существует и еще одна традиция: определение Дня Ангела по церковному календарю. В таком случае именины отмечаются в первый день поминания святого, чье имя досталось человеку при крещении.

    Какие святые существуют в православной культуре?

    • Пророки – святые, согласно библии, жившие до пришествия Христа. Они предсказали появление мессии, его смерть и воскрешение.
    • Апостолы – 12 учеников Христа, которые распространяли учение его по всему свету. Перт и Павел за труды свои получили статус первоверховных апостолов. Есть и равноапостольные святые. В разные времена они распространяли веру в Христа и единого Бога. К ним относятся византийский император Константин и его жена Елена, креститель Руси – князь Владимир, просветители Кирилл и Мефодий.
    • Мученики – святые, подвергшиеся тяжелым испытаниям во славу Христову. Среди них выделяют исповедников – святых, перенесших мучения, но умерших при других обстоятельствах в мирной жизни. Еще одна категория – великомученики. Они перенесли особенно тяжелые страдания. К ним относятся святая Екатерина, Георгий Победоносец.
    • Святители – это угодные Богу епископы, чья жизнь особенно послужила вере Христовой. Самые известные и почитаемые: Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст.
    • Преподобные – праведники, вставшие на путь монашества с полным отказом от мирских соблазнов: Сергий Радонежский, Серафим Саровский.
    • Праведные – это святые, прославившиеся богоугодными делами в мирской жизни. Первыми праведными святыми принято считать Адама, Ноя, Авраама.
    • Бессребреники – целители болезней тела и духа. Помогали людям, не требуя ничего взамен, без всякого корыстного умысла.
    • Юродивые (блаженные) – люди, чьи поступки казались окружающим безумными. Но в действиях этих святых была скрыта особая духовная сила и мудрость.

    Когда отмечают именины?

    Чтобы определить день именин, нужно заглянуть в церковный календарь. Самый простой вариант – совпадение именин и Дня рождения. В ином случае именинами станет, ближайший день, в который поминается святой с вашим именем.

    В 2000 году прошел Архиерейский собор, во время которого пополнились списки мучеников. Дети, рожденные после 2000 года, отмечают именины по новому памятному календарю. Остальные – согласно старым спискам.

    Отдельные правила касаются високосных лет. С 29 по 13 марта именины празднуют на день раньше. 365-е сутки года добавляются по православному обычаю в Касьянов день 13 марта.

    Можно ли изменить имя?

    В редких случаях церковь допускает изменение православного имени, которое происходит во время таинства причастия. Обычно, этот ритуал используют, если крещеный человек не помнит своего церковного имени. Изменение записи в паспорте и прочих «мирских» документах на крестильное имя не влияет.

    Полученное при крещении имя при желании верующего изменяют, если оно не присутствует в святках. Еще одна причина – получение церковного имени, несоответствующего полу.

    Традиции

    Православный человек, зная имя своего покровителя, первым делом должен прикоснуться к его истории и жизненному пути, познакомиться с писанием. В день именин верующий идет в храм, причащается, молится своему святому, а после зовет друзей и близких на празднование.

    Традиция эта зародилась через пару веков после крещения Руси, когда новая религия полностью прижилась среди русских людей. Именинник с самого утра шел в храм, чтобы помолиться и причаститься. В этом и заключалось все празднование: поминание святого покровителя, чтение молитвы и поцелуй иконы с ликом своего хранителя.

    Со временем к ритуалу добавились и домашние празднества с поздравлением именинника. Первая храмовая часть ритуала оставалась неизменной. А вот ко второй готовились заранее с вечера. Ближайшие родственники вместе с именинником варили пиво и пекли угощения. По традиции, ими становились калачи и караваи. Отсюда и шутливая детская песенка пошла: «…испекли мы каравай…»

    Пока именинник исполнял утреннюю молитву и причащался, родственники в храме заказывали молебен за здравие. А после начинался обряд приглашений. Вместо пригласительных использовали пироги. Они разносились по домам будущих гостей. Чем больше угощение, тем важнее приглашенный. Особенное уважение в виде большого сладкого пирога оказывали крестному отцу и крестной матери.

    Вечером наступала третья часть празднования. Гости приходили в дом именинника, начинались песни, пляски и пир горой. Главным угощением становился пирог с изюмом. Но есть его сразу строго возбранялось. По традиции, угощение разламывали над головой именинника. Изюм, который сыпался на виновника торжества, был символом богатства.

    С особым размахом праздновала именины царская и императорская семья. День Ангела члена правящего семейства становился народным праздником и отмечался шумными гуляниями. От лица именинника простому люду разносили угощения, а затем проводили пышные парады.

    До 1917 года в России не праздновали День рождения. Люди отмечали именины. Со сменой власти изменились традиции. Борьба с религией привела к появлению похожего, но отличного от именин праздника. – это именины на новый лад. Убрали традиционный поход в храм и поминание святого покровителя, зато оставили праздничную часть с гуляниями и подарками. С распадом СССР в Россию возвращаются старые традиции. Теперь люди не выбирают один из двух праздников, а отмечают оба: отдельно именины, отдельно День рождения.

    Что дарить на именины?

    Традиционно подарок имениннику имеет духовный подтекст:

    Именная иконка. Этот подарок придется как никогда кстати. Даже если у именинника уже есть икона с изображением своего святого, этот вариант не утрачивает актуальности. Особенно ценным подарок окажется, если хранитель не входит в число массово почитаемых. Иконки с такими святыми пишут в мастерских на заказ. Маленьким детям по старому обычаю можно подарить мерную икону – изображение святого размером с самого малыша в день рождения.

    Крестики. Золотые, серебряные, медные. Это одновременно и дорогой, и духовный подарок. Православный человек носит с собой крестик 24 часа в сутки. Возможны и иные варианты украшений: или .

    Библия. Это главная священная книга христианства. Но много ли верующих ее читали? Библию для подарка выбирайте нарядную, с удобным для чтения шрифтом и оформлением. Для детей подойдет иллюстрированный и упрощенный вариант священной книги.

    Духовные издания. Подобные книги найдутся в церковных лавках. Хорошо, если найдется подарок, рассказывающий о пути святого, чьим именем нарекли человека. Так именинник познакомится ближе со своим хранителем, узнает его историю.

    Игрушки для детей. Хорошим подарком для малыша станет игрушка в виде ангела. Преподнести можно и книгу-игрушку с объемными листами–картинками. Такая вещь запомнится малышу и останется с ним надолго.

    На именины не дарят деньги, сотовые телефоны, ноутбуки и прочие дары общества потребления. Это духовный праздник. Подарок на именины – это проводник к и развитию. Откажитесь от сервизов для распития спиртных напитков, портсигаров, наборов азартных настольных игр.

    Празднование именин – увлекательная традиция прошлого. Сегодня она выглядит иначе, чем двести-триста лет назад, но духовная ценность ее по-прежнему высока.

    27 января 2014, 10:26

    Дает младенцу имя святого, то тем самым она стремится направить его на верный путь, ведь в духовной жизни это имя уже «реализовано». А вот людям, которые от рождения носят неправославные имена, при крещении обязательно дают имя из святц. Человек, носящий имя святого, всегда хранит в себе его образ. Святые радуются и скорбят вместе с нами, принимая участие во всех событиях нашей жизни, будь они хорошими или плохими. В старые времена святых даже называли Ангелами тех людей, которые были названы в их честь. Давайте разберемся, так ли это на самом деле?

    Святой покровитель - это наш ангел-хранитель?

    Господь человеку дает одновременно двух Ангелов. Первый - Ангел-хранитель, который защищает нас от зла и помогает творить добро. А второй Ангел - святой угодник, чье имя мы носим на протяжении своей жизни; он молит Бога о нашем благополучии. Молитвы святого более достойные и угодные Богу, чем наши, поэтому они принимаются быстрее, чем наши грешные молитвы. Так объясняет нам Св. Феодор Едесский . Нужно понимать, что нельзя путать этих двух святых, нужно осознавать разницу. Соответственно, в молитвенном правиле одну молитву следует читать Ангелу-хранителю, а другую - святому, чье имя дано нам при крещении.

    История празднования именин

    Существует традиция, пришедшая из давних времен: в день рождения человека петь ему песенку про каравай, который испекли на именины. В дореволюционной России во многих случаях день рождения и именины совпадали. На именины всегда пекли караваи, пироги, калачи и даже варили домашнее пиво. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь на службу, заказывал молебен за здравие. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивалась праздничная трапеза.

    В советское время празднование именин, как и многие другие религиозные традиции, находилось в забвении, а в 20-30-х годах ХХ века вообще подвергалось официальному гонению. Поэтому в наши дни нечасто встретишь человека, названного по святцам. Вот и получается, что именины и день рождения у многих на самом деле приходятся совершенно на разные дни. Однако совсем искоренить вековые народные традиции безбожникам не удалось. Ведь именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан, прежде всего, с таинством Крещения и с именами, которые носят небесные покровители людей.

    Особенно пышно отмечались царские именины, то есть день тезоименитства, которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные приходили к царскому двору с тем, чтобы преподнести подарки и принять участие в праздничной трапезе. Иногда царь лично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

    Как встретить именины

    У православных христиан и сегодня день духовного рождения человека отмечается как гораздо более важный, чем день его телесного рождения. В дни своих именин верующие посещают церковь. После приглашают родных и близких на праздничную трапезу.

    Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.

    Что принято дарить на именины

    В день именин лучшим подарком будет то, что способствует духовному росту человека: икона, богослужебная и духовная литература, аудио и видеозаписи духовного содержания.

    Именины по церковному календарю

    Первоочередная функция любого имени - одним словом показать суть, выявить характерную особенность человека, который носит это имя. По церковной традиции имена новорожденным нарицаются из имен святых, препадающих на восьмой день от рождения. В настоящее время имеет место послабление, т. е. имена мальчикам даются в период от рождения до восьмого дня, а девочкам - еще и назад на восемь дней. Если же и здесь нет устраивающего имени, то берете понравившееся, а святого заступника с этим именем находят, двигаясь вперед по календарю. ​Если же имени, которым назвали человека, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина - Евдокия, Домника, Лилия - Ливия, Вероника - Ника, Алиса - Александра и так далее. Также согласно православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа - Мари́я и Исус. Редкое имя Исус присваивалось в память не Исуса Христа, а праведного Исуса Навина.

    В церковных записках пишут только имена, данные при крещении.

    Русский христианский именослов

    Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно - явное, другое - известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они перешли в фамилии.

    С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самыми русскими именами стали древнееврейские - Иван да Марья.

    После революции с именинами начали серьезную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины». Был разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз. Борьба с «пережитками» доходила до абсурда: так, в 20-х годах прошлого столетия цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин». Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались и люди. Выдумывались «революционные» имена, многие из которых теперь звучат абсурдно, например, Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.

    Также шло заимствование имен из других культур - западно-европейских (Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к христианским именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен.

    Как узнать день своих именин?

    День именин с рождения известен человеку, крещеному и выросшему в православном окружении. К сожалению, в современном мире чаще всего случается так, что люди, крещенные во младенчестве по всем христианским традициям, не знают не только дня своих именин, но даже и того, в честь какого святого они были названы.

    Что же делать, если в церковном календаре святых Александров около тридцати, а Иоаннов около восьмидесяти? При этом даже у одного святого дней памяти может быть несколько! Как же взрослому человеку правильно определить свой день именин? Существует следующее правило: именинами принято считать ближайший день поминовения святого (чье имя человек носит), который следует после календарного дня рождения этого человека. Этот святой и является небесным покровителем своего земного тезки. Кстати, слово «тезка» происходит от греческого слова «тезоименитый», что означает «соименный, с тем же именем». А вот все остальные дни памяти святого являются малыми именинами.

    Зачем нужно знать своего святого покровителя?

    Всякому христианину следует изучить житие своего святого покровителя, чтобы быть достойным носителем имени, данного при крещении. О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:

    Святый/преподобный/святитель Христов (имя рек) моли Бога о мне грешнем/ней.

    Также необходимо иметь в домашнем иконостасе икону своего небесного покровителя. Может случиться так, что человек носит какое-то редкое имя, и икону своего святого ему трудно найти. В этом случае можно приобрести икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

    Наши святые способны воодушевить нас своим примером терпеливо идти по своему жизненному пути. Ведь святой покровитель - это такой же человек, как и мы, только сумевший безропотно и достойно преодолеть все трудные испытания своей земной жизни. Святые - словно яркие путеводные звезды, помогающие найти путь в Царство небесное.

    Достойным примером земной жизни святые помогают своим подопечным встать на путь спасения. Нам стоит знать их подвиги, чтобы научиться достойно подражать им. Для мирянина подражание святому - это не уход от всего мира, но это в любом случае подвиг самоотвержения. Нам следует искать душевных благ, вместо того чтобы привязываться к земным. А также мы должны повиноваться властям и законам. Наша задача - исповедовать христианские убеждения и жить по божественным законам. Для этого мы и должны изучать жития святых, чтобы проникнуться их вдохновляющим примером. А потом применить полученные знания к своей мирской жизни.

    Вникнув в жизнь святых, можно ясно увидеть их высокие духовные совершенства: смирение, самоотвержение, твердость духа, нестяжательность. Вот этим качествам и следует подражать всем нам в нашей земной жизни. Вспомните, что святые без всякого страха говорили правду, нуждавшимся в ней. А как стойко они переносили все лишения, мороз и зной, жажду и нехватку пищи.

    Наша задача - искоренить в себе такие пороки, как самолюбие, корысть и гордость, а вместо них научиться терпению, безропотному снесению обид. Кто сможет воспитать в себе эти важные качества, тот станет достоин носить имя небесного покровителя. Мы приблизимся хотя бы немного к тем подвигам, которые совершали наши святые, и станем достойными священных имен, которые даны нам были при таинстве Крещения. Поэтому знать своего покровителя нужно и важно, чтобы последовать его примеру и прожить достойную земную жизнь!

    Похожие статьи